22 октября 2017, воскресенье

Черные дыры. В чем опасность нового закона о выборах

комментировать
Обещанные уже много лет "открытые списки" так и не стали по-настоящему открытыми

18 июня Верховная Рада приняла за основу в первом чтении один из нескольких проектов закона о местных выборах. Торги за многие положения еще впереди, но фундамент голосования уже заложен, как и неочевидные "битые кирпичи" и "черные дыры" новых правил предвыборной игры.

Огрехи законопроекта оправдывают спешностью подготовки документа, хотя у новой власти было больше года для этого. В итоге принятый в первом чтении текст похож на непропеченный пирожок: его готовили по хорошему рецепту, но головотяпство повара испортило начинку, что приведет к расстройству желудка. И без того расстроенной политической системе Украины сейчас явно не до плохо продуманного эксперимента. Хотя, скорее всего, он весьма хорошо рассчитан – правда, едва ли на благо молодой украинской демократии.

Фасад выглядит привлекательно. Во-первых, уменьшение числа депутатов в советах всех уровней – опыт показал, что количество зачастую противоречит качеству, не говоря уже о бюджетной экономии. Во-вторых, новая система. Закон во многом повторяет нынешний, однако частично меняет логику избрания депутатов. В советы городов, районов и областей – пропорциональная система в многомандатном округе. Говоря проще, гражданин будет выбирать партию на округе и конкретного кандидата в своем мини-округе. Определение результатов несколько сложнее привычного: сначала считаются голоса за партии и блоки, отсекаются набравшие ниже 5% (7% для блоков), после мандаты в этих объединениях раздаются соответственно голосам за отдельных кандидатов. В деревнях оставили обычную мажоритарку. В-третьих, крупным городам обещаны выборы мэра в два тура – система абсолютного большинства.

Принятый в первом чтении текст похож на непропеченный пирожок

За фасадом все более печально. Прежде всего, обещанные уже много лет "открытые списки" так и не стали реально открытыми. Новый закон закрепляет диктат партий, которые могут монопольно выдвигать кандидатов, а технология процесса де-факто лишает избирателя выбора и уже тем более анонсированных преференций. Мини-округи (одномандатные в многомандатном) легко разыграют между собой крупные партии – на них можно выставить только одного кандидата или же включить заведомо непроходных, по сути, вынуждая избирателя голосовать за конкретного партийца. В итоге – лишь иллюзия выбора, реального влияния на список от партии у людей не появится.

В идеальном политологическом мире пропорциональная система, тем более с открытыми списками, отлично работает при развитой демократии, сильных стабильных партиях с историей и внутренним либерализмом или достаточной заинтересованности значительного числа избирателей в политике и активистской политической культуры. У Украины минусы по всем параметрам. Нынешние партии – фактически, либо политдепартаменты ФПГ, либо ребячьи группировки вокруг вождя – не реализуют своих ключевых функций: создание альтернатив политики и генерация новых элит. Закон же вручает этим косным образованиям всю широту прав, позволяя оставить украинскую демократию в эмбриональном состоянии. Именно поэтому "открытые" списки пока не сработают – партийные проекты под выборы успешно нивелируют влияние граждан на списки. Более того, активистам, независимым экспертам или просто влиятельным горожанам путь вне партий в политику, по сути, закрыт.

Интересно, что нынешняя логика закона может стимулировать разрушительные для нынешних “партий” (они такие же псевдо-, как и “республики” в Донбассе). В партийных списках теперь просто нет проходных мест — покупать нечего, а значит, внутренняя конкуренция может набрать невиданные обороты. Множество мини-округов и неопределенность с количеством мандатов даст бурный цвет “серым” и явно “черным” технологиям - “мочить” будут и чужих, и своих. Феномен “тушек” приобретет новые формы, а узнаваемые в регионах люди смогут торговаться с партиями за поход по их списку. Будет весело.

Тут возникает еще один вопрос — почему хотя бы на переходный период не лимитировали сумму трат на кампании? Многократный печальный опыт давно показал, что даже в округах с сильными продемократическими кандидатами может появиться конкурент с условным мешком денег и затопить город своей агитацией, “гречкой” и из ничего сколотить себе имидж — как, к примеру, муж Натальи Королевской Юрий Солод в Славянске.

“Поспешишь — людей насмешишь” говорят не зря. Закон о местных выборах для думающего человека смешон, и одновременно грустен. Пока не будут созданы жесткие законодательные рамки для гарантий политической независимости партий от крупного капитала, суровые стандарты финотчетности и правил ведения кампании, пока сами партии не станут “настоящими” - ветвистыми организациями с внутренней демократией, “открытые списки” останутся дешевой фикцией, плиткой подслащенной глины в яркой обертке из-под шоколадки.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.