6 декабря 2016, вторник

Почему на Ближнем Востоке люди не верят друг другу

комментировать
Исламский закон ослабил мусульманские общины, которые должен был защищать

Сложно не заметить одну характерную черту ближневосточных обществ - недоверие. Исследования показывают, что арабы значительно меньше доверяют незнакомым людям, чем, скажем, европейцы. Это тормозит их прогресс во многих сферах, начиная от бизнеса и заканчивая правительственными реформами.

Общества с низким уровнем доверия значительно меньше участвуют в международной торговле и привлекают меньше инвестиций. По данным World Values Survey, всемирного научно-исследовательского проекта, который изучает ценности и убеждения людей, а также прочих связанных исследований, доверие на Ближнем Востоке настолько низко, что люди поддерживают коммерческие связи лишь с теми, кого знают лично или через общих знакомых. Из-за отсутствия доверия арабы часто упускают потенциально прибыльные возможности в торговых отношениях.

При взаимодействии с государственными учреждениями арабы склонны искать посредника, с которым они имеют какие-то личные связи. В результате возникает неравенство, которое подрывает эффективность этих институций.

Проблему дефицита доверия на Ближнем Востоке нужно решать. Прежде всего, нужно понять, чем оно спровоцировано.

Мусульмане по-прежнему считают, что их единоверцы менее благонадежны

Одна потенциально важная подсказка касается отличий в восприятии мусульман и христиан. Честно говоря, нет никаких официальных данных, позволяющих количественно определить уровень доверия к мусульманам и христианам. В большинстве регионов Ближнего Востока осталось слишком мало христиан, чтобы делать статистические сравнения. Тем не менее, повседневная практика показывает, что покупатели, торговцы и инвесторы в этом регионе считают местных христиан более надежными, чем местных мусульман. «Так было всегда», - говорят они. Вместе с экономическим историком Джаредом Рубином мы изучили материалы исламского суда в Стамбуле XVII и XVIII веков, и они могут помочь разобраться в этом вопросе.

В те времена Стамбул был космополитическим городом. Около 35% местного населения составляли христиане, 6% - евреи. Согласно законам ислама (шариата), мусульмане должны придерживаться в бизнесе исламских правил. Если между ними возник спор, нужно обратиться в исламский суд. Тем временем, христиане и евреи могли заниматься бизнесом по собственным правилам, хотя при желании также имели право обращаться в исламские суды и следовать исламским правилам ведения бизнеса. Если у них возник спор с мусульманином, дело, безусловно, решалось в исламском суде.

Когда в суде встречались мусульманин и немусульманин, первый пользовался значительным преимуществами. Во-первых, судей обучали таким образом, что в любом сомнительном случае они отдавали предпочтение мусульманину. Во-вторых, работники суда были исключительно мусульманами, а это означало, что свидетельства рассматривались исключительно с мусульманской точки зрения. В-третьих, мусульмане могли свидетельствовать против кого угодно, а христиане и евреи - только против другого немусульманина.

Но эти преимущества имели и обратную сторону. Поскольку правовая система способствовала тому, что мусульмане могли безнаказанно нарушать свои контракты, они чаще поддавались соблазну объявить дефолт по долгам и отказаться от выполнения своих обязательств как деловых партнеров и продавцов. Тем временем немусульмане, которые более строго выполняли взятые на себя обязательства, завоевали себе репутацию надежных партнеров. В результате кредиторы, которые преимущественно были мусульманами, взимали за кредит с заемщиков христиан и евреев почти на два процентных пункта меньше, чем с мусульман (15% в год, а не 17%).

Таким образом, представления о благонадежности в арабском мире коренятся, по крайней мере частично, в неравномерном принуждении исламского закона к выполнению взятых на себя обязательств. Религиозные различия в правовом практике продолжались недолго. В середине XIX века исламские суды, по сути, уступили место светским (по крайней мере, в отношении торговли и финансов). После этого бизнесмены различных вероисповеданий начали выполнять свои обязательства более сбалансированным.

Со временем за счет эмиграции и обменов населениями доля немусульман в ближневосточных преимущественно мусульманских странах значительно сократилась. В результате лишь некоторые мусульмане из Ближнего Востока имеют личный опыт ведения бизнеса с немусульманами. Тем не менее, мусульмане по-прежнему считают, что их единоверцы менее благонадежны. Местами срабатывают старые привычки нарушать контракты, когда выдается удобный случай. И это лишь укрепляет существующие стереотипы. Стремление ограничить бизнес-связи до друзей и знакомых является естественной реакцией в условиях низкого уровня доверия.

По иронии, эти негативные стереотипы возникли на почве функционирования правовой системы, которая должна была дать мусульманам военное и политическое преимущество в социально-экономических отношениях с христианами и евреями. Помимо увеличения ставок по кредитам среди мусульман, эти правила ограничивали религиозную свободу – мусульмане не могли выбрать закон, по которому ведут бизнес, а немусульмане не могли свидетельствовать в суде против мусульман – и способствовали формированию культуры недоверия, которая сегодня ограничивает прогресс в различных областях. Таким образом, исламский закон ослабил мусульманские общины, которые он должен был защищать.

Во времена, когда различные политические движения стремятся вновь навязать шариат, очень важно осознать долгосрочный ущерб от его использования, причиненный ранее. Ближний Восток нуждается не в исламском законе, а в широкомасштабных усилиях по восстановлению доверия между странами, внутри общин, а также в частных организациях и во власти. Возрождение исламского закона лишь углубит дефицит доверия, который является основным источником нынешней экономической отсталости и политических неудач Ближнего Востока.

Перевод НВ

Copyright: Project Syndicate/Mohammed Bin Rashid Global Initiatives, 2016.
www.project-syndicate.org

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Тимур Куран   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.