10 декабря 2016, суббота

Летняя лихорадка. Что планируют сделать с украинскими театрами

комментировать
Новые поправки в законодательство могут определить курс развития или деградации всего украинского театра

Представьте, что вы собрались в театр: билеты, вечерний наряд, бинокль. Подходите к зданию, а его бьет мелкой дрожью, в фойе - билетеры с градусниками и горячим чаем, кассир в ознобе кутается в плед, директор театра, весь в поту, бродит по залу и цитирует Отелло, а на сцене, под сценой и за кулисами актеры с уксусными повязками на голове театрально стонут, отыгрывая сцены предсмертных конвульсий. Представили? Все это - вовсе не плод моей фантазии и, пусть и в чуть в менее утрированном сценарии, сейчас происходит во всех государственных театрах, которых только в Киеве около 30. Странная летняя лихорадка театров вызвана попыткой реформировать сферу и сделать ей «прививку» – принять изменения в закон о театре.

Сначала залихорадило народных и заслуженных артистов, а затем вирус паники захватил и молодежь. Теперь система «в штате» должна измениться в сторону системы контрактов. Людям нетеатральным будет сложно понять ужас богемы, ведь контрактные трудовые отношения ни для кого не новость, более того – привычная форма взаимодействия. В театре же все наоборот.

Расскажу вам немного о том, как это - быть в штате. В штат театра всегда было попасть очень сложно – для этого нужен либо большой талант, либо большие связи, но, попав в список штатных работников, артист получал практически стопроцентный пожизненный иммунитет и стабильный доход со всеми надбавками за звания, подвиги и выслугу лет вне зависимости от занятости. Хороший молодой артист всегда должен стремиться к двум вещам – к большим ролям и к попаданию в штат.

И вот появляется законопроект, который стремится уровнять заслуженных и народных, желторотиков и проходимцев – и заставить перейти на контракт, по завершению которого вернуться в театр можно, лишь пройдя конкурс.

Раньше, попав в штат, артист получал практически стопроцентный пожизненный иммунитет

Конкурс - дело нехитрое. С одной стороны, он открывает дверь в театры новым творческим единицам, дает возможность обновить театральную кровь, впрыснуть адреналина, расшевелить коллектив. С другой – есть в законе «конкурсная комиссия», которая и должна будет определять судьбы.

А кто же будет судьей? Кто будет оценивать таланты и способности, например, таких признанных глыб, как Бенюк или Сумская? Кто будет вершителем судеб? Законопроект в этой части достаточно поверхностен: он предлагает собирать комиссию из девяти человек, в которую войдет три доверенных лица от коллектива (предположительно, критики, эксперты, другие авторитетные лица), три делегата от органа управления и три представителя от общественности. При этом последние определяются абсолютно случайным образом. Точнее, листы с фамилиями кандидатов от общественных организаций скручиваются в трубочку, трубочка помещается в скорлупу от киндер-сюрприза, а потом легкая рука вытаскивает троих победителей (такой способ, по крайней мере сейчас практикует управление культуры). Ну а дальше – как в фильме Сидни Люмера «12 разгневанных мужчин», только в нашем случае – девять, и не обязательно мужчин – решают судьбу творческой единицы.

Но прежде чем начнутся страсти для артистов (а автоматический переход на контракт состоится до 24 августа, да, вот так вот, символично), контракты у некоторых руководителей театров уже закончились. А что это значит? Да, конкурс.

И, как по мне, эта волна более социально важна: она может определить курс развития или деградации всего украинского театра. Тут законопроект действительно обещает заметные реформы, которые коснутся также зрителей и поклонников театра.

Теперь попробовать свои силы и поучаствовать в конкурсе может каждый, кто обладает опытом работы в сфере культуры от трех лет, имеет справку о несудимости и видение развития театра. Для сравнения, раньше о подобной демократии речь никогда не шла: тот, кто становился у руля театра, проходил огромное количество проверок не только со стороны министерства, но и различных органов внешних и внутренних служб безопасности, проверялся на идеологическую стойкость и надежность.

А это значит, что теперь возглавить театр сможет хороший, перспективный арт-менеджер или успешный продюсер. В театре может появиться более качественный контент, украинская молодая драматургия, или, к примеру, кассовые мюзиклы. К нам приедут лучшие театральные коллективы из Европы, появится масса фестивалей и много важных и нужных спектаклей, которые будут говорить с нами, зрителями, на актуальные темы.

Есть и другой вариант – театр останется тем же, тем же любимым традиционным хорошим или плохим украинским театром.

Но главное, что решают это не артисты, не танцоры, даже не люди, которые ходят в театр и, покупая билеты, поддерживают искусство на плаву, а все та же комиссия из девяти человек.  И мне искренне хочется помолиться за ее честность, непредвзятость и осознание того, что в данный момент этот голос решает судьбу культуры всей страны.

А что касается театральной лихорадки, вы не переживайте: она не передается. Ходите в театр, любите театр, поддерживайте театр, следите за новостями культуры, и, дай Бог, законодательная прививка принесет только хорошие перемены.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.