11 декабря 2016, воскресенье

Как сливают украинские театры

комментировать
Почему артисты и директора театров испугались перехода на контракт и ищут пути обхода нововведений

Реформы, идущие по стране, добрались даже до театра. Странно, ведь о культуре у нас думают чаще всего в последнюю очередь. Тем не менее, словосочетание «изменения в закон о культуре» всколыхнуло умы многих: актрисы начистили перышки, а скрип и ерзанье кожаных кресел директоров государственных театров стал слышен даже в фойе.

Суть изменений – переведение на контракт творческих единиц и новая процедура назначения руководителей культурных учреждений посредством публичного конкурса. Что тут такого, удивитесь вы, ведь контракт - обычная форма трудовых отношений. Но сейчас я вам расскажу, почему идея контракта приводит в ужас представителей культуры и каким образом новый закон пытаются обойти.

Государственный репертуарный театр с точки зрения функционирования – это как пожизненный проездной в метро. Если ты попал «в штат», ты получил счастливый билет. Периодически выходишь на сцену (или не выходишь), получаешь регулярную зарплату, выполняешь предписание органа управления «задовольняти духовні потреби людей». Контроль производительности или качества достаточно иллюзорен, и если тебя как творческую единицу не задействуют, то виноват не ты, а режиссер. Есть у этого поезда и машинисты - директор и художественный руководитель театра. Один отвечает за финансы, второй - за художественный маршрут. В такой системе театры существуют уже много лет.

Предполагаемые нововведения отменят проездные и заставят всех почувствовать себя как на экзамене в театральный, где нужно будет доказать, что именно ты достоин работать в этом театре.

Особенно коснется закон руководителей театров, у которых заканчиваются контракты. А таких немало. Раньше ведь было как? Сначала контрактов не было вовсе, а когда они появились, то впоследствии продлевались автоматически, обеспечивая фактически пожизненное трудоустройство со стабильной зарплатой и начислениями за звания, выслугу лет и т. д. То есть из театра путь был только один – или на добровольную пенсию, или на Байковое.

Сейчас дела обстоят так: закончился контракт – собирай документы, будешь участвовать на общих основаниях в конкурсе и доказывать, что достоин руководить. И это не просто тет-а-тет в закрытых кабинетах, а открытый публичный конкурс, где на твое место претендуют еще с десяток смельчаков.

Новый закон отменит «проездные» и заставит всех почувствовать себя как на экзамене в театральный

Более того, отдавая предпочтение тому или иному кандидату, судьбу коллектива, а это иногда 100, а иногда и 600 человек, а также художественную линию и контент для зрителей, а это от 75 000 до 200 000 тысяч людей в год определяет комиссия, в которую входят представители авторитетной общественности и эксперты.

В мае появились первые объявления о конкурсе. Театральная общественность ожила. На кону был никому неизвестный «Украинский малый драматический театр», о котором многие услышали впервые. Тогда на конкурс, кроме руководителя театра, у которого контракт закончился, подалось еще пять кандидатов. Пять молодых, дерзких, амбициозных продюсеров и режиссеров, среди них Игорь Белиц, Дмитрий Весельский, Максим Голенко, Вячеслав Жила, Вячеслав Раздрогин. Кандидаты были сильными, с хорошим кейсом и программами, успешными и с опытом работы.

Одни предлагали превратить УМДТ в европейский центр, другие - в театр современной украинской драматургии, третьи – усилить его присутствие в медиа и социальных сетях. Но победу одержала предыдущий директор театра госпожа Кимберская с рассказом о тканях и арках, которые планируются в выделенном под театр здании на Гончара. Нельзя не учесть тот факт, что театру 28 лет и она его создала, но нельзя и не учесть, что сейчас он работает с самыми низкими показателями производительности по количеству спектаклей и продаж по Киеву. Да что тут говорить: этого театра даже в Facebook нет.

После конкурса один из членов комиссии поделился аргументацией: «Не могли мы у нее забрать театр, она его создавала. Бабуля может умереть!». Тогда и стало понятно, что демократия призрачна, комиссия не настроена на перемены, а речи о конкурсе лучшей программы развития театра и эффективного управления не идет.

Часть кандидатов сказали, что больше подаваться на конкурсы не будут. По большому счету, их использовали как массовку для фиктивного конкурса, с заведомо определенным результатом.

Так канул в Лету первый театр.

Потом на сайте управления культуры появилось объявление еще об одном конкурсе. В этот раз собирались менять руководителей Цыганского театра «Романс», и «Малой оперы», что на Лукьяновке.

Удивительно, но на конкурс по театру «Романс» подал документы только один человек, он его и выиграл – нынешний руководитель театра. Почему заведение культуры показалось непривлекательным для других – до сих пор не ясно.

Так решилась судьба второго театра.

На конкурс по «Малой опере» ажиотаж был больше. Для справки: «Малая опера» - это розовое здание на Лукьяновке, почти аварийное, со столетней историей, которое в 2005 назвали театром. Театром оно так и не стало, в нем изредка проводятся концерты и вечеринки, еще реже показывают свои спектакли случайные театры. Единственное, что работает в этом помещении регулярно – кофейня.

Конкурс на главного спасателя Малой оперы объединил семь кандидатов, включая нынешнего директора. Среди них была и я, поэтому буду рассказывать, как очевидец и участник.

Все мы по очереди заходили на комиссию и презентовали себя. По закону, это комиссия состоит из девяти человек: в нее входят три делегата от коллектива, три делегата от органа управления и три представителя общественных организаций.

Конкурс длился около пяти часов. Нас спрашивали, как мы будем чинить крышу и искать инвестиции, как будем развивать театр и что будем делать в случае, если не пройдем. Мы рассказывали о своих программах, комиссия делала вид, что слушает.

И вот он, момент истины: с результатом голосования 5 «за» и 3 «против» побеждает предыдущий директор Руслан Белецкий.

У меня, как гуманитария, сразу возник вопрос, почему 5 «за» и «3» против - это больше, чем, к примеру, мои 4 «за» и 4 «воздержались», ведь логично, что баллы должны суммироваться? И почему вообще члены комиссии позволяют себе «воздерживаться», ведь их пригласили решать судьбу коллектива, театра, культуры, в конце концов?

«Потому что так», - ответили мне. Так произошел слив третьего театра.

Но два дня спустя история приобрела новый поворот: получив неприятный опыт с первым театром, мы привлекли к работе юристов, которые обнаружили нарушение в проведении конкурса, позволяющее объявить его недействительным. И не только конкурс по «Малой опере», а и 19 предыдущих, бодро проведенных управлением культуры.

Управление культуры, которое по закону должно представить трех делегатов от органа управления (независимые эксперты из сферы культуры или бизнеса) делегировало в комиссию себя само, более того, сделало в некоторых слушаниях сотрудника управления главой комиссии, что уже является конфликтом интересов и нарушением закона. Соответственно, сейчас есть повод обжаловать проведенные конкурсы в суде и начать процесс сначала.

Через пару дней пройдет еще три конкурса: «Театр на Подоле», театр «Актер», театр «Дивный замок». В сентябре дойдет очередь до Академического театра на Липках и Национального театра русской драмы.

Есть два варианта: или результаты этих конкурсов будут соответствовать тем, о которых уже заранее договорились, или же общественность включится в процесс реформирования культуры и не даст слить остальные театры.

Буду ли я, или кто-то из тех, кто участвовал в этих конкурсах, подаваться? Сомневаюсь. Но я готова сделать все, чтобы следующие конкурсы прошли более честно, без нарушений закона по частям допуска общественности, проведения видеотрансляции и подбора комиссии.

Дело чести?

Не только. Еще я, как и вы, плачу налоги, из которых финансируются все эти заведения культуры, которые не удовлетворяют мои запросы. И я хочу перемен, пусть даже ценой «театральных бабуль».

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.