19 августа 2017, суббота

Роботы на сцене

комментировать
Новые технологии позволяют вывести концертное искусство на новый, цифровой, уровень зрелищности. Но важно не забывать и о душе концерта

Для многих слушателей музыкальный концерт ассоциируется, прежде всего, с отличным звуком и качественным исполнением песен. Но люди ходят на концерты не только для того, чтобы послушать артистов, но и ради хорошего зрелища. И если прошлый век принадлежал магам сценического освещения и пиротехники — Queen, Aerosmith, Genesis, то сейчас править бал начинают лазерные технологии, многоэтажные дисплеи и даже голограммы.

Переломный момент в области сценического освещения был совершен в 1970-е годы, когда в моду вошли автоматизированные системы управления светом. Ведь ранее для того чтобы обеспечить спецэффектами большой концертный зал уровня киевского Дворца спорта, требовалось в среднем около 3000 осветительных приборов, каждый из которых управлялся «живым» специалистом. Чтобы справиться со всем этим парком светотехники, требовалось большое количество людей и многонедельные тренировки.

В одном из своих интервью Фредди Меркьюри так рассказывал о подготовке в 1982 году к концерту в Лос-Анджелесе: «Две недели были посвящены техническим деталям, чтобы удостовериться, что освещение будет работать, и в то время мы не проводили утомительных репетиций и не репетировали новые песни».

Автоматические, а позднее компьютерные системы управления значительно облегчили эту задачу и добавили новые восхитительные возможности.

Первая автоматическая система управления светом была представлена на репетиции группы Genesis в 1980 году и произвела на музыкантов неизгладимое впечатление. «Я ожидал от прибора только изменения цвета, но ей-богу, я и не предполагал, что луч к тому же вздумает перемещаться по стене», — комментировал тогда гитарист группы Майкл Резерфорд. Genesis сыграла едва ли не важную роль в развитии подобных систем, инвестировав в это направление огромные суммы денег.

Прошлый век принадлежал магам сценического освещения и пиротехники. Сейчас правят бал лазерные технологии

Уже в конце 1980-х в свет стала вплетаться пиротехника (здесь королями до сих пор являются Rammstein) и лазеры, что еще на порядок увеличило зрелищность шоу-биза. Кстати, первые лазерные эксперименты начались с концертов Дидье Маруани и группы Space, затем первенство перехватила Pink Floyd, которая впоследствии положила начало новому движению — голографическому.

А в начале нулевых активно развивалась сфера 3D-голограмм. И то, чего все ожидали, произошло в 2007 году — на сцену вышла первая полностью голографическая певица Хацунэ Мику (Hatsune Miku), весь образ которой, включая голос, представлял собой голограмму и синтез. А с 2009-го 3D-певица стала проводить концерты живьем, собирая на них реальных фанов. Чуть позже в США с помощью голограммы на сцене «воскресили» рэпера Tupac, что в свое время было очень резонансным событием.

Еще одним интересным явлением в сфере концертных зрелищ стало применение больших экранов. И если раньше экран был просто пассивным дополнением к концерту (на нем, как правило, отображалась визуализация, которая двигалась и изменялась синхронно со звукорядом), то с недавнего времени экран превратился в полноценного участника действа. На нем часто разворачиваются целые сцены, в которые помещаются живые участники выступления. Примером тому можно назвать серию из 100 концертов группы «ДДТ» в поддержку альбома «Иначе», в которых использовались экраны размером в пять этажей, а сами картинки были органично переплетены со смыслом песен. Для шоу было создано 18 сюжетных видео, съемка заняла 26 дней, а результатом стали полтора часа видео разрешением 4К.

В принципе, это очень хорошо, что новые технологии позволяют вывести концертное искусство на новый, цифровой, уровень зрелищности. Во-первых, от этого никуда не денешься — таково требование современного технологического мира, с которым ты должен развиваться вместе либо быстро будешь определен в ряды «ходячих мощей». Во-вторых, открываются действительно новые возможности для развлечений, потому в эпоху всепроникающего интернета современного человека уже почти ничем не удивить. Благодаря техническим инновациям артисты по-прежнему смогут собирать стадионы слушателей. Но при всем при этом также очень хочется, чтобы исполнители не забывали уделять внимание качеству исполнения и поменьше пели под фонограмму. Иначе от понятия «концерт» останется только картинка, а душа исчезнет навсегда. И скоро вместо гитаристов, певцов или танцоров на сцену выйдут голограммы и роботы.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.