4 декабря 2016, воскресенье

Игры Газпрома с Турецким потоком

комментировать
Россия живо уцепилась за инцидент со сбитым самолетом, как предлог для прекращения переговоров по Турецкому потоку

Российский президент Владимир Путин 30 июня заявил, что он и президент Турции Реджеп Эрдоган согласились восстановить двусторонние связи между странами. После чего премьер РФ Дмитрий Медведев отметил, что экономические санкции против Турции будут «поэтапно» отменены.

Тем временем, планы по строительству газопровода по дну Черного моря и в обход Украины – известного как Турецкий поток – по-прежнему отсрочиваются. Россия приостановила переговоры по Турецкому потоку после того, как 24 ноября 2015 года Турция сбила российский самолет на границе с Сирией. Изначально планировалось, что 1100-километровый газопровод будет состоять из четырех линий, рассчитанных на транспортировку 63 млрд кубометров газа в год. 16 кубометров предназначались самой Турции, а остальные 47 – уходили бы в Европу. Наряду с Северным потоком новый газопровод сократил бы потребность Газпрома – главного энергетического гиганта России – в использовании украинской газотранспортной системы для поставок «голубого топлива» на европейский рынок.

Глава Газпрома Алексей Миллер ранее заявил, что ожидает решения Европейской Комиссии относительно их позиции по турецкому трубопроводу, прежде чем начинать обсуждать реализацию проекта. Миллер повторил позицию Путина, высказанную в декабре 2015 года. Отказ Еврокомиссии ратифицировать планируемый ранее Южный поток был болезненным для Путина. «Еврокомиссия должна предоставить письменные гарантии того, что все маршруты в Европу, в том числе и возможный маршрут через Турцию, не только реализуемы, но и являются приоритетными, и Еврокомиссия будет их поддерживать. Вот, если турецкие партнеры принесут Газпрому" такую бумагу из Брюсселя, мы будем двигаться дальше», - заявил российский президент.

Украинский маршрут, судя по всему, будет использоваться и дальше

Проект строительства газопровода через Турцию продвигался с трудом еще до инцидента со сбитым российским самолетом. В сентябре 2015 года замглавы Газпрома Александр Медведев заявил, что проект сокращен до одной линии, которая покроет лишь турецкие энергетические потребности. «Мы с нашими турецкими партнерами решили, что сначала будем работать над первой трубой, а затем подумаем об остальных», - заявил он. Будут ли построены другие линии, зависит от европейского спроса.

Турция требовала снизить цену на российский газ на 10,25%, однако Газпром отказался подписать соглашение. По словам заместителя помощника министра Турции по вопросам энергетики Сефы Садыка Айтекина, спор по цене нерешаем.

«На данный момент мы не можем продвигаться в переговорах. Россия рассматривает переговоры между Газпромом и турецкой газовой компанией BOTAS о снижении цены на газ как предварительное условие для реализации проекта Турецкой поток... Стороны не закончили переговоры, а заморозили их».

Россия живо уцепилась за инцидент с самолетом, используя его как предлог для прекращения переговоров, так и не увенчавшихся успехом. Как говорит Агния Григас, старший научный сотрудник Atlantic Council, «возможно, Москва называет недавние трения в отношениях с Анкарой как основную причину для приостановки проекта строительства Турецкого потока лишь для того, чтобы сохранить лицо и не признавать, что России будет сложно профинансировать этот проект сегодня».

Спикер Газпрома Сергей Куприянов заявил, что компания «открыта для диалога» по данному проекту, а Турция готова разморозить переговоры. Тем не менее, если не будет достигнут прогресс по основным ценовым вопросам, украинский маршрут, судя по всему, будет использоваться и дальше. Кажется, даже Путин смирился с этим. На экономическом форуме в  Санкт-Петербурге, прошедшем в середине июня, он, в отличие от предыдущих официальных заявлений российский стороны, отметил, что Москва не станет отказываться от украинского маршрута.

Перевод НВ

Новое Время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Джеймса Койла. Републикация полной версии текста запрещена

Оригинал опубликован на Atlantic Council

Больше мнений здесь

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Джеймс Койл   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Джеймс Койл
Джеймс Койл

Cтарший научный сотрудник Atlantic Council

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.