11 декабря 2016, воскресенье

О "любимой мозоли" чиновников

комментировать
Что изменится в управлении госпредприятиями

Вопросы государственных предприятий в Украине – это «любимая мозоль» чиновников, и благодатная нива для чуть ли не самых громких злоупотреблений и коррупционных схем. В Украине около 3,5 тысяч государственных предприятий, из которых только 1800 действующих. Большинство таких предприятий небольшие, в основном убыточные и управляются из министерских кабинетов.

Может ли даже молодой, энергичный и опытный управленец-технократ заниматься реформами, бороться с бюрократией, управлять многочисленными государственными служащими в министерстве и при этом эффективно управлять несколькими десятками разнопрофильных государственных предприятий? Ответ – нет.

Даже самые эффективные успешные менеджеры фокусируются на пяти-семи стратегических задачах, а остальные – делегируют командам. Но часто проблемы и с командой – за несколько тысяч гривен заработной платы собрать эффективную команду практически не возможно.

Вот и имеем то, что имеем: за 2014 год убытки госпредприятий составили около 115 млрд.грн. (85 млрд. из которых пришлось на НАК «Нафтогаз Украины»), за 2015 – ожидаемо 15 млрд.

Для системных изменений в управлении государственной собственностью необходимо кардинально менять систему отношений акционера и государственного актива. На это направлен принятый недавно Верховной Радой закон, направленный на искоренение основных причин неэффективности и коррупции. Документ вводит три основных принципа:

Отсутствие политического вмешательства в хозяйственный процесс. Основной задачей лучших практик корпоративного управления государственного сектора является отделение политической деятельности от хозяйственной. Что это означает? Возьмем, например, нефтегазовый сектор. НАК «Нафтогаз Украины» и его дочерние компании в течение десятков лет использовались как инструмент популистской политики низких тарифов, вопреки интересам предприятий. В результате – почти 100 млрд. грн убытков, покрываемых из бюджета в 2014 году, падение собственной добычи газа, минимальные инвестиции, огромный кредитный портфель.

Еще одним видом политического влияния являются кадровые назначения, которые активно использовались как элемент политических договоренностей, построения вертикальных коррупционных схем и обеспечения финансирования политических сил и партий. С целью уменьшения такого воздействия закон дает возможность создавать на государственных предприятиях наблюдательные советы, в состав которых можно привлекать независимых директоров. Именно через механизм наблюдательных советов и участие в них профессиональных и авторитетных членов политики теряют прямое влияние на принятие операционных решений компаний.

Прозрачность и подотчетность. На сегодня получить информацию о деятельности государственного предприятия, его руководстве, видах продукции или услуг практически невозможно. Тайна за семью печатями позволяет скрыть от пытливого общественного глаза странные операции по продаже ценных бумаг, закупкам непрофильных активов или банальную аренду помещений. И при этом финансовый план (аналог годового бюджета компании) охраняется почти как государственная тайна. Уже через несколько недель такая информация должна стать публичной и постоянно обновляться. Кроме того, все государственные предприятия обязаны будут проводить ежегодный аудит и публиковать его результаты в онлайн-доступе.

Эффективный менеджмент и избежание конфликта интересов. Среди положительных изменений 2015 года стало введение конкурсного отбора для руководителей топ-50 крупнейших государственных предприятий. При этом некоторые из них уже получили достойных руководителей (Укргаздобыча, Аэропорт Львов), а большинство – ждет новых конкурсов и наблюдает судебные баталии действующих руководителей, которые со всем упорством держатся за должность с окладом в несколько тысяч гривен. Параллельно с конкурсами речь идет об ответственности руководителей госпредприятий за заключение сделок, в которых они лично могут быть заинтересованы. Указанный механизм имеет целью значительно уменьшить коррупционные риски, поскольку такие сделки могут быть признаны ничтожными, а также приблизить правила корпоративного управления государственных компаний до частного бизнеса, где такая ответственность уже применяется.

Эти изменения могут стать эффективным механизмом управления государством своими активами. Но при этом не стройте иллюзий – даже при самых лучших законах основным остается вопрос их имплементации. Кроме того, в данном случае имплементировать высокие стандарты управления необходимо и целесообразно на крупных стратегических государственных компаниях. Все остальные станут эффективными лишь в частных руках.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.