8 декабря 2016, четверг

Как раскрыть рыночный потенциал украинского спорта

комментировать
И сделать его интересным для мировой спортивной индустрии

С момента, когда маркиз Хуан Антонио Самаранч на рубеже 80-х г.г. прошлого века предложил мировому рынку глобальный бренд Международного олимпийского комитета (МОК), в качестве механизма продвижения и, что важно, гарантированной доставки информации о рекламируемых продуктах конечному потребителю, спорт изменился.

За это время мировая спортивная индустрия завоевала свой потребительский сегмент  глобального мирового рынка.

Еще до того, как Президент МОК Самаранч взялся за реформирование модели функционирования МОК и механизма проведения Олимпийских игр, развитие технологий передачи информации предопределило будущий вектор развития спорта. За период, прошедший с момента изобретения телевидения, первый опыт тв-трансляций Олимпиады 1936 года в Берлине, когда игры в записи могла наблюдать публика в трёх германских городах по телевизионным приемникам, размером 20х25 см, сменился сначала прямыми трансляциями с континента на континент, а затем и адресной доставкой спортивного контента по каналам Интернет. И сегодня во время Олимпийских игр сайт МОК является самым посещаемым сайтом в мире.

Как эффективному инструменту по продвижению товаров (в основном во время спортивных событий за счет повышенного внимания к ним) другой альтернативы спорту не имеется.

Именно спортивные события являются основным продуктом спортивной индустрии.

К другим продуктам спортивной индустрии можно отнести товары и экипировку для спорта, права ТВ-трансляций, франшизу, широко используемую в США в деятельности спортивных лиг, лицензированный мерчандайзинг, используемый при продаже брендированных товаров, нейминг, используемый для продажи названий спортсооружений, имиджевые права спортсменов.  В последнем случае характерен недавний пример Рональдо, заключившего контракт на пожизненные ежегодные 24 миллиона долларов от Nike, за использование именно своего уникального имиджа.

Однако не следует считать, что современный рыночный статус мирового спорта лишь стечение обстоятельств. 

Это стало возможным благодаря последовательной политике МОК по автономной  институализации спорта. То есть закрепление статуса спорта как самостоятельного и свободного от любого внешнего влияния института. Начиная с 1949 года, когда в Олимпийской хартии был закреплён принцип автономии спортивных сообществ, МОК  последовательно придерживался этого принципа, создавая другие вспомогательные институции (Всемирное антидопинговое агентство, Спортивный арбитражный суд), а также добившись  признания своего статуса и ведущей роли в мировом спорте со стороны ООН. 

С учреждением Спортивного арбитражного суда (CAS), рассматривающего все спортивные споры, был создан институт автономной спортивной юстиции (лишь в исключительных случаях  подпадающей под юрисдикцию Швейцарской Конфедерации для окончательного разрешения споров), закрепивший и замкнувший общую автономность всей системы мирового спорта.

Все эти факторы, очевидно, указывают на отраслевую самостоятельность спортивной индустрии с прозрачным и главное известным механизмом управления и арбитрирования. Исключения (например, скандал с президентом ФИФА Йозефом Блаттером) обычно лишь усиливают значение регламентов управления спортивными сообществами, которые в конечном итоге и являются инструментом выхода из подобных конфликтов.

Именно в таком самостоятельном качестве мировой спорт и стал фактором мировой экономики.

Автономная (саморегулируемая) система спорта оказалась незаменимым каналом продвижения товаров к конечному потребителю в максимально сжатые сроки и на максимально возможной территории одновременно. 

Что же Украина?

К сожалению, мы по-прежнему строим модель отдельно для спорта, а отдельно для экономики.

Точнее сказать, экономический механизм решения задач спорта в Украине не определён.

Но потенциал спорта в рыночной экономике очевиден, а механизмы, как видно из вышеизложенного, также апробированы. 

Смена парадигмы мировому спорту не грозит – мировая спортивная индустрия неизбежно будет расти, и  лишь глобальные мировые экономические кризисы способны оказать существенное влияние на экономику мирового спорта. 

Именно с учетом этого и нужно выстраивать работу спортивным федерациям и клубам в Украине, а государству политику в отношении спорта.

Федерациям и спортивным клубам (ДЮСШ) нужно показать, что система автономна, является управляемой и нацелена на создание спортивных событий как инвестиционных проектов,  а не только на освоение средств выделяемых из бюджета, а влияние государства на такую систему минимально.

Государству в вопросе развития спорта нужно чётко обозначить свою роль, определив границы вмешательства (невмешательства)  в вопросы регулирования спорта, и границы автономии (самостоятельности) спорта в Украине.

Остальное – раскрытие своего рыночного потенциала – за самими спортивными Федерациями. 

Сегодня модель регулирования спорта в Украине является откровенно интервенционалистской (государство полностью контролирует правила деятельности спортивных сообществ). Степень автономии - нулевой. И это уникальный путь, полной аналогии которому, пожалуй, не встретишь в других странах, даже с рудиментами коммунистической идеологии. Как правило, вопрос состоит лишь в степени влияния на законодательство о спорте, но никак не на самостоятельность отрасли в принятии своих управленческих и коммерческих решений. Германия же является и вовсе примером обратного: государство не вмешивается в вопросы регулирования правил существования спортивных сообществ, а автономия спорта является практически абсолютной.

В США, где государство (штаты) в значительной степени регулируют правила деятельности субъектов спорта (в первую очередь в коммерческом аспекте), тем не менее, автономия спорта признана и еще более значительна, чем степень законодательного регулирования.

Чем же может быть интересен украинский спорт мировой спортивной индустрии?

Да тем же, чем интересен мировому рынку мировой рынок спортивных событий.

Бренды национальных украинских федераций, обладающие всеобщей узнаваемостью и являющиеся составной частью глобальных мировых брендов в этих же видах спорта, сегодня категорически недооценены самими федерациями. И вопрос не только в определении их рыночной стоимости. А в последовательной маркетинговой политике федераций с учетом ориентации на создание спортивных событий, интересных своим потенциальным потребителям в сегменте B2B.

Для этого нужно изменить восприятие госбюджета, из которого в подавляющем объеме финансируются национальные федерации, как единственного надежного источника входящих финансовых потоков.

Маркетинговый потенциал украинских спортивных федераций намного больше, чем те крохи, которые эти самые федерации получают из госбюджета.

Но для того, чтобы всерьёз говорить о привлечении денег в украинский спорт через маркетинговое  управление, нужно перейти от просто создания соревнований (на что в основном они ориентированы сейчас) к созданию спортивных событий. 

Именно спортивные события в мировой спортивной индустрии имеют маркетинговый потенциал для мировых брендов. 

Качественные спортивные события интересны тем, что рекламная информация  о продвигаемых продуктах, размещённая в период их проведения соревнований, попадает непосредственно конечному потребителю продуктов. Той целевой аудитории, которую способно собрать спортивное событие, организованное на хорошем зрелищном и информационном уровне. В подтверждение этого говорит тот факт, что доля доходов непосредственно от продажи билетов на сами соревнования в структуре общих доходов спорта уже давно является минимальной в сравнении с доходами от рекламы и продажи ТВ-трансляций.

При этом маркетинговый потенциал, как и в случае с МОК, образуется именно из работы целостной системы, в которой в одинаковой степени должны быть заинтересованы и национальные федерации и спортивные клубы (ДЮСШ): первые являются организаторами спортивных событий, вторые  обеспечивают количество, непредсказуемость и зрительский интерес.

Именно создав систему спорта, защищенную от внешнего управления и ориентированную на создание качественных спортивных событий, украинский спорт, может раскрыть свой маркетинговый потенциал и стать интересным для глобальных мировых брендов, а также привлечь инвестиции. 

В тоже время став полноправным игроком мировой индустрии спорта украинский спорт может стать одним из драйверов развития украинской экономики за счет иностранных инвестиций, получив новые источники финансирования для своего развития и распространения.  

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.