9 декабря 2016, пятница

Что нужно украинскому спорту

комментировать
Нам необходим переход на принципы рыночной экономики: потребитель будет выбирать лучших, качественных и доступных, инвестор - вкладывать финансовые ресурсы в успешный бизнес

Сейчас, по окончании Олимпийских игр в Рио, когда вскрылись и предстали в своем неожиданном для многих многообразии проблемы спортивной сферы в Украине - а к ним можно отнести и недостаточное финансирование, и нерегулируемые никем переходы спортсменов, и проблемы с допингом, и критическое отсутствие качественной инфраструктуры - рождается много спекуляций на тему дальнейших действий по преодолению вновь выявленных сложностей.

Очень бы не хотелось, чтобы эти спекуляции скрыли суть так необходимых спорту изменений и преобразований. Но для начала попробуем выявить проблематику и назвать вещи своими именами.

Первое. Спорт.

Украинский спорт, созданный на обломках советской тоталитарной системы управления, сегодня не обладает фактической самостоятельностью в управлении спортивными организациями и сборными командами, принятии и следовании правилам, независимостью в применении дисциплинарной ответственности в сфере соревновательной деятельности и санкций за употребление допинга.

В цивилизованном спортивном сообществе эти условия не только соблюдаются, но и залогом их соблюдения служит система, основанная на строгих и устоявшихся вертикальных и горизонтальных связях, лишенных какого бы то ни было решающего влияния государства.

Украинский же спорт организован по другим правилам управления, организации соревнований, борьбы с допингом, формирования сборных команд - требующим на все соизволения министерских чиновников, их одобрения, совета, рекомендации, экспертного заключения.

Эти правила законодательно закреплены, и неукоснительно выполняются.

Вспоминают о самостоятельности федераций только тогда, когда министерским чиновникам нужно снять с себя ответственность за неудачи. Дескать, это не министерство виновно в плохих результатах, а федерации плохо работают.

Второе. Финансы.

 Вся спортивная сфера в Украине заточена под государственное финансирование. Нет, в нем конечно, водятся и другие деньги. Но, если убрать госфинансирование, спорт рухнет. Эта система абсолютно неэффективна.

Неэффективность состоит в том, что господдержка на непрозрачной основе направляется спортивным организациям (федерациям и ДЮСШ) вне какой бы то ни было зависимости от их реальных достижений или выявленного потребительского спроса на их социальные и рыночные продукты и услуги.

 Деньги текут в русле заранее установленной чиновниками приоритетности, политической значимости и экспертной оценки. Иногда, что еще хуже, в рамках «экспериментов», под обещания будущих побед. В результате поддерживается иждивенческий характер существования и безответственность в управлении этими организациями.

Им все время нужно больше денег, и ждут они их в виде преференций, льгот, компенсаций, освобождения от налогов (что является дикостью даже для Европы), и наконец, прямого и всеобъемлющего финансирования своей деятельности со стороны государства. Заметим, деятельности, далеко не всегда приносящей этому самому государству славу, престиж и авторитет.

При этом такие структуры, далеко не всегда способны доказывать свою состоятельность не только по параметрам престижа государства, но и в возможностях способствовать укреплению здоровья населения.

Система эта основана и приемлема только для работы в условиях плановой экономики, временно (а там, даст Бог, и постоянно) отсутствующей сегодня в Украине. И может существовать только в условиях тотального централизованного распределения ресурсов.

Работает же такая система на одну цель – показать всем, что действующий политический строй и режим тождественны спортивным победам, выполняя при этом функцию красивой витрины при абсолютно пустом складе.

Сводный рецепт, который мы услышали от так называемых аксакалов, патриархов и академиков от спорта, в один голос принявшихся оправдывать неудачу Украины на Олимпиаде, сводится к одному – необходимости увеличения объемов финансирования. Значительно, в разы, в десятки раз – это уж кто на что расщедрился.

Этот, в принципе понятный, тезис спрятан за многими красивыми, но непонятными словами – стратегиями, программами, государственными экспериментами, даже за развитием науки. Которые, в свою очередь – пишутся, находятся на стадии разработки, проведения эксперимента, опытов, выводов, доказательств эффективности, последующей их проверки, утверждения и защиты диссертаций. Попробуй здесь поспорить. Они же за все хорошее и против всего плохого.

 Источник же финансирования предлагается проверенный – Государственный бюджет.

Да только вот поистощился источник за минувшее время. Денег нет. А где раздобыть?

 На этот риторический вопрос авторитетные специалисты ответа не дают.

Оставляя за скобками неприкрытую утилитарность «просителей на спорт» на фоне терпящей бедствие разбалансированной экономики воюющей страны, тем не менее, хотелось бы заметить, что такой рецепт не только не нов и не блещет академической глубиной, но и отдает перманентным инфантилизмом просителей, не готовых взять на себя ответственность за необходимые преобразования.  

Третье. Задачи.

С задачами, которые решает спорт, тоже не все так просто.  В описанной системе нет места решению задач:

- здорового образа жизни,

- воспитания спортсменов, которые мотивированы не потребительским отношением к государству, а сопричастностью к его судьбе,

- развития и расширения клубной системы как основы и питательной среды спортивных успехов,

- развития инфраструктуры как неотъемлемой составляющей материальной основы спорта.

Почему же так происходит?

Государству не до здорового образа жизни, потому как есть совсем иные задачи – разряды, звания, ставки, надбавки, сметы. Да, именно, так оно и работает.

Государству не до развития системы спортивных клубов, потому как, возникнув как институция, они немедленно станут конкурентами ДЮСШ, и тогда ДЮСШ станет содержать еще сложней. А это уже проблема. Как ее решать – неизвестно.

Министерство статистики не ведет. Стратегии не имеет. О чем во всеуслышание заявляет.

Государству не до воспитания спортсменов в духе солидарной сопричастности к судьбе страны, так как они должны приносить ему медали и поддерживать блеск и красоту витрины государственного устройства. Куда уж тут «разводить» философию?

Государству не до развития инфраструктуры, потому как оно построило «Олимпийский» за два миллиарда долларов, и деньги кончились.

Четвертое. Что делать?

Положительные изменения возможны даже в этой сложной ситуации, если, конечно, начать, наконец, действовать. Вопрос институциональных изменений требует решения.

Поэтому необходимо провести институциональное реформирование на основе принципа автономии спортивных организаций. Так, как того требует Олимпийская хартия. Спортивная хартия Европы. Акты Европейского союза. Воссоздав при этом вертикальные и горизонтальные связи между всеми субъектами спортивной сферы. Иначе просто не работает.

Такая система, основанная на понятных и устоявшихся правилах функционирования, будет понятна и привлекательна для инвестиций, как частных, так и институциональных. Следовательно, необходимо открыть спорт для инвестиций: как в спортивные соревнования, так и в объекты спортивной инфраструктуры.

Инвестор должен для этого взаимодействовать с самостоятельными и по форме и по сути спортивными федерациями как единственными, кто имеет полномочия по проведению и обслуживанию соревнований.

Спорт может занять свое место в рыночной экономике, только следуя ее правилам.

Дальше будут действовать правила рыночной экономики: потребитель будет выбирать лучших, качественных и доступных, инвестор - вкладывать финансовые ресурсы в успешный бизнес.

Деньги из госбюджета должны направляться только тем, кто умеет создавать качественные продукты, обеспеченные потребительским спросом.

Учредить новую государственную политику в отношении воспитания спортсменов, структурировав и осмыслив их отношения с федерациями и с государством на основе баланса интересов, вытеснив из спортивного лексикона одностороннюю парадигму «государство должно».

В спорт должна прийти новая генерация управленческих кадров, воспитанная не по советским лекалам, а обладающая навыками в менеджменте, soft skills, знаниями рыночной экономики. Способными обеспечить положительные изменения.

Что касается науки в спорте, то безусловно, она важна. Однако наука не может развиваться сама по себе и сама для себя, балуя самолюбие авторитетных ученых диссертациями на темы развития квазиспортивных образований.

Необходимо, чтобы на ее реальные достижения поступил заказ со стороны восстановленных в правах и самостоятельных в принятии управленческих и финансовых решений спортивных организаций.

И конечно, для осуществления преобразований нужна политическая воля руководства страны – спорт не должен находиться на задворках политики.

Войдя в политическую повестку дня руководства страны, с определением приоритетных задач, которые важны для спорта – повышение имиджа страны на международной арены и укрепление здоровья населения через занятия спортом - реформа спортивной сферы даже без привлечения для ее запуска дополнительных финансовых ресурсов со стороны государства может стать примером качественного реформирования, касающегося каждого жителя Украины.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.