4 декабря 2016, воскресенье

Физкультура в школах. Как спасти украинских детей

комментировать
В ситуации, когда нужны революционные и принципиальные решения, мы пытаемся ограничиться полумерами

Про физкультуру в начальной школе. Сразу оговорюсь, что мое мнение – это мнение врача, а не педагога. Но поскольку физкультура как никакой другой предмет связана со здоровьем, тут мне есть, о чем сказать.

Начнем с того, что ситуация со здоровьем школьников катастрофическая. Большинству родителей некогда – они заняты выживанием, дети обездвижены, мечутся между гаджетами и телевизором, без ограничений едят сладости, детский спорт в стране уничтожен, а государственные мужи вместо тысячи стадионов для детворы построили четыре стадиона для взрослых мальчиков и гордятся проведенным Евро.

Школьная физкультура — чуть ли не единственный способ заставить детей быть человеческими детенышами в естественном, биологическом смысле — бегать, прыгать скакать, прятаться, падать, чувствовать боль в боку, жажду, усталость, одышку, сердцебиение, боли в мышцах — это все необходимо.

В начальной школе физкультура должна быть ежедневно. Каждый день. Это тот минимальный уровень, который позволит детям держать себя в физической форме. 
Если занятия проходят два раза в неделю, это просто галочка на воспаленной совести взрослых. 

Физкультура в виде третьего урока между алгеброй и географией — это абсолютный бред

Перспективная задача физкультуры начальной школы — выявить варианты физической активности, которые для конкретного ребенка являются оптимальными с учетом его личных пристрастий и индивидуальных анатомических особенностей. На этом основании учитель рекомендует конкретный вид спорта, и после начальной школы ребенок занимается этим спортом ежедневно после уроков.  

Физкультура в виде третьего урока между алгеброй и географией — это абсолютный бред.

Возвращаемся к начальной школе. Всегда и в любую погоду (за очень-очень редким исключением) физкультура должна быть на свежем воздухе. Этого не происходит прежде всего потому, что и учителя, и родители предпочитают зал, руководствуясь личными представлениями о том, что ребенку хорошо и полезно.

Задача урока: ребенок обязан вспотеть и устать, при этом он должен совершать максимально естественные движения: бег, прыжки, приседания, подтягивания, бросание предметов и т.д. Как все это организовать, как облечь в форму игры, как сделать веселым и интересным - это и есть главная задача учителя. 

Нужно полностью оставить учителя в покое. Прекратить придумывать за него, каким видом спорта можно заниматься, а каким нет. 

На уроках физкультуры никакой академической теории. 

Сочетать физкультуру с обучением детей правилам спортивной безопасности и неотложной помощи вообще и при травмах в частности. 

Все на самом деле очень просто, но в ситуации, когда нужны революционные и принципиальные решения, мы пытаемся ограничиться полумерами и радуемся, когда удается убрать из программы все эти «равняйсь, смирно, на первый-второй рассчитайся».

Освободить учителя, развязать ему руки, предоставить полную тактическую самостоятельность в границах понятной и ему и родителям стратегии — это ведь фактически признать полную ненужность Академии педагогических наук, которая днем и ночью занята созданием оков, связывающих учителей.

В медицине все то же самое, один в один.

Отдайте академические деньги учителям, сделайте их уважаемыми, свободными, рассматривайте здоровье детей как критерий эффективности и правильности школы.

Резюме: конечно же, новая программа по физкультуре - это намного лучше, чем то, что было (есть), и низкий поклон авторам-создателям, которые мечутся между запуганными, боящимися всего нового учителями, и великими недоступными академиками.

Но лично я хотел бы видеть не программу по физкультуре в начальной школе, а стратегию, дающую учителю ответы на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Когда, сколько, в каких условиях, как, с каким инвентарем, в какой последовательности — все это решает учитель и только он. 

Нищий, безынициативный и бесправный учитель, полностью зависящий от диктата ученых, от педагогики и придуманных ими программ — это самая острая проблема современной украинской школы. Решить эту проблему полумерами при активном саботаже академиков нельзя.

Текст публикуется с разрешения автора.

Оригинал

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.