9 декабря 2016, пятница

Как защитить свои авторские права в Украине

комментировать
Почему монетизация украинского рынка кино- и телепродукции происходит почти полностью за пределами страны и что с этим делать

В последнее время много говорят о необходимости возрождения украинского кино. В нашей стране хватает талантов, которым по плечу такая задача, однако на пути к этой благой цели стоит очень серьезное препятствие — отсутствие работающей системы выплат авторского вознаграждения (роялти).

Такой системы фактически нет. Общественные организации сами выявляют нарушения и обращаются за положенными выплатами к корпоративным пользователям контента. В случае с кинематографистами — к ретрансляторам (кабельным операторам и т. п.). Подобных нарушений очень много. И добровольно никто не соглашается платить. Выплат приходится добиваться через суды, но это длится долго и в борьбе с мощным лобби оппонентов.

Кроме того, если продюсерские компании, которые снимают продукт за свои деньги, еще как-то пытаются регулировать защиту авторских прав, то государственные права вообще никак не охраняются. А это целый пласт фильмов, созданных в советское время за государственные деньги. Эти фильмы постоянно транслируются на телевидении и через онлайн-сервисы, не принося в бюджет тех денег, которые могли бы приносить.

Когда зритель в Украине смотрит какой-то онлайн-канал, ему демонстрируют рекламу. Зарубежные каналы используют нашу аудиторию, наш рекламный рынок, но никакой привязки к финансовым поступлениям от этого в нашу страну мы не видим. Не платятся ни налоги, ни роялти. Просто потому, что большинство сделок по рекламе заключаются не в Украине. По нашим оценкам, лишь 20% от этого финансового потока приходят сюда — остальное оседает в офшорах. По сути, почти вся монетизация рынка происходит за пределами страны. Круговорот «творческих денег» у нас отсутствует. Оценки объемов недополученного авторами очень разнятся, но в любом случае это миллиарды гривен.

Проблема авторских выплат не то что назрела, а давно перезрела 

Естественно, в таких условиях бизнес по созданию национального авторского продукта в Украине нерентабельный — нет возвратности средств. Никому не интересен рынок, который не приносит денег. Либо ты должен продавать рекламное время за границей и там же оставлять деньги. При этом, с каким бы каналом мы ни начинали говорить про выплаты, они отвечают: «Мы убыточны». И при вышеописанной схеме они действительно официально убыточны.

Более того, все это отражается на качестве кино- и телепродукта. В середине нулевых я был директором производственной компании на телеканале Интер, и мы тогда начинали делать сериалы, в которых на производство одной серии уходило $50–70 тысяч. Сейчас снимают по $10 тысяч за серию. Соответственно, падает и качество. Так можно дойти до того, что каналы будут покупать какие-нибудь индийские сериалы по $500 за серию — качество будет сравнимо. Получается порочный круг: со снижением качества падает интерес зрителя, и, следовательно, снижается привлекательность продукта для рекламодателя. Это означает еще меньше денег для создателей контента, и, соответственно, меньше возможностей снимать качественный продукт. Каналы и так почти не платят, а за ширпотреб и подавно платить не будут.

Проблема авторских выплат не то что назрела, а давно перезрела. И ее нужно решать комплексно, разрабатывая новую модель исходя их новых условий пересечения границы и распространения контента электронным способом на территории Украины. Что же мы видим от чиновников, которые призваны помогать украинским авторам и продюсерам? Недавно Минэкономразвития предложило концепцию реформы системы охраны интеллектуальной собственности, Кабинет министров ее одобрил. Но эта концепция не решает абсолютно ничего из вышеописанных проблем. В ней напрочь отсутствует экономическое обоснование — как получать роялти с пользователей, как обеспечить авторов выплатами, как решить комплексно мониторинг и легализацию контента в интернете? Когда в доме течет крыша и обрушены перекрытия, они ведут речь об изменении фасада.  

Конечно, у проблемы нет простого решения, но выход можно найти. Первый шаг: необходимо совместно с Налоговой службой, СНБО, органами кибербезопасности провести анализ емкости рынка, поставить на учет все входящие потоки контента. На основе этого разработать экономическую модель, которая позволит эффективно производить авторские отчисления. Здесь варианты могут быть разными, например, в ряде стран вводят налог на YouTube, Google и другие глобальные ресурсы распространения контента. Одного решения на все случаи жизни не найти, ведь цифровая сфера изменяется постоянно. Главное — двигаться в данном направлении, иначе мы просто превратим страну в инструмент для зарабатывания денег зарубежными авторами и компаниями. А это уже вопрос национальной безопасности. 

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Дмитрий Колесников   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.