4 декабря 2016, воскресенье

Поводырь, кино и кобзари

комментировать
Фильм Поводырь — это не политический манифест о преступлениях сталинского режима, а хорошо рассказанная история о том, как украинцы выжили, помогая друг другу

На большой экран вышел фильм режиссера Олеся Санина Поводырь. Сценарий — Ирэн Роздобудько, Александр Ирванец, Пол Волянски. Главный оператор — Сергей Михальчук. Продюсеры выпустили 130 копий, что для отечественной ленты беспрецедентно много. Так обычно прокатывают только голливудские, потенциально кассовые ленты.

В основе сюжета — исторический миф о том, как сталинский режим, планируя окончательно решить крестьянский, читай — украинский, вопрос, организовывает съезд слепых кобзарей и лирников в тогдашней столице УССР Харькове, чтобы одним махом уничтожить источник деструкции в лице распространителей петлюровско-националистической и буржуазно-упаднической идеологии.

Да, это легенда. Не существует никаких документов партийных органов или ОГПУ (в девичестве — ЧК, в старости — КГБ, в сегодняшнем маразме — ФСБ), которые могли бы служить доказательством, что такой съезд был. Оговорюсь: может, они существовали, может, сожжены преступниками, прятавшими улики, может, хранятся в недоступных честным историкам архивах Лубянки. Может. Но их нет.

Я спросил Владимира Вятровича и Игоря Кулика, бывшего и нынешнего руководителей отраслевого государственного архива Службы безопасности Украины, есть ли в фондах какая‑либо информация о деле кобзарей. Ответ — нет. Никаких фактов, подтверждающих миф, не найдено, хоть и искали.

Методичное движение зубцов и шестеренок сталинской системы не оставляло шансов выжить всем, кто не не вписывался в хор певцов советского настоящего

Да, бумаг нет, но слепых акынов на базарных площадях местечек и сел в 30‑е годы также не стало. Их, скорее всего, арестовывали по одному как нарушителей закона о запрете бродяжничества и попрошайничества. Когда их не стало, видимо, и возникла красивая страшная сказка о том, что их под благовидным предлогом собрали вместе, чтобы уничтожить.

И не только их. Методичное, не знавшее жалости и исключений движение зубцов и шестеренок сталинской системы не оставляло шансов выжить всем, кто не только не вписывался в хор певцов советского настоящего и коммунистического будущего, но и активно ему противодействовал.

Это была настоящая зачистка. Партия за партией — начинали с “контриков”, закончили “товарищами”: социалистами, социал-демократами и старыми большевиками, церковниками, национальными меньшинствами (в одном из документов 30‑х годов Сталин пишет о намерении — это точная цитата — “погромить кадры болгар и македонцев, как иностранных граждан, так и граждан СССР”). Все бывшие, потенциальные оппозиционеры и просто сильно умные шли под нож.

Кобзари и лирники были привычной деталью украинского общественного пейзажа. Не только декламаторы народных дум, исполнители собственных песен, но и социальные психологи, знавшие и тонко чувствовавшие настроения людей. Санин показывает это несоответствие внешнего и внутреннего. Безобразные калеки с пустыми глазницами и одновременно самураи со своим языком, культурой и достоинством.

Они не были безвольными жертвами. Как и собственно кулаки и подкулачники — как их только не называли. Сотни крестьянских восстаний в 1920–1930 годах — это был ответ украинского села сталинской политике раскулачивания и колхозного строительства. В первые годы независимости, когда исследования трагедии голодомора стали возможны, увы, был задан тон описывать те времена как период, когда “они тихо умирали”. На самом деле, было не так однозначно. Карательные экспедиции чекистов, усиленные армейскими подразделениями, сбивались с ног, пытаясь гасить огонь бунтов по всей Украине.

Силы, впрочем, были не равны. Поводырь, как известно, не первый фильм о страшном голоде, имевшем признаки геноцида. Можно вспомнить, например, Голод-33 по роману Василя Барки Желтый князь. Но фильм Олеся Санина другой и о другом. Это не политический манифест о катастрофе, в нем нет страшных сцен, призванных убедить зрителя в преступности сталинского режима. Это художественный, стильный и красивый фильм о людях и их поступках.

Коммунист Сытник, передающий британскому журналисту Гаррету Джонсу секретные документы о подготовке казни голодом. Певица Ольга Левицкая, которую ярко сыграла Джамала,— жена сотрудника охранки, организовавшая за его спиной письмо из‑за границы с протестом. И, конечно, главные герои — украинец, бывший солдат армии УНР Кочерга, остающийся верным присяге, и мальчуган, американский подданный, взрослеющий на глазах. Это образы универсальные, понятные не только украинцам.

Прицел на Голливуд и даже на Оскар — почему бы и нет. Но даже если мечта режиссера не осуществится, останется хорошо рассказанная история о том, что украинцы выжили лишь потому, что помогали друг другу и боролись. За свою землю и за достоинство. Фильм, как мне показалось, именно об этом.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.