8 декабря 2016, четверг

Жизнь под новым флагом. О чем молчат крымчане

комментировать
Крымское общество отнюдь не так однородно, как его пытается показать Москва

Любой соцопрос, который проводят в Крыму после аннексии, отдает лукавством. Просто потому, что в Уголовном кодексе РФ есть конкретные статьи, при помощи которых можно наказать респондента за чрезмерную искренность. И потому в любом опросе важнее не то, о чем говорят люди, а то, о чем они предпочитают молчать, - пишет журналист Павел Казарин для Крым.Реалии.

Сравнительно недавно в Крым приехали социологи из российского центра «Открытое мнение». Изучали настроения, замеряли лояльность, спрашивали о России и Украине. Их отчет на 45 страницах должен убедить читателя, что полуостров мало чем отличается от других российских регионов. Но это только в том случае, если не всматриваться внимательно в цифры.

Первое. Полуостров остается регионом с отрицательной селекцией. Уехать отсюда хотят 10% населения, причем речь в первую очередь идет о наиболее молодых и образованных респондентах. Среди молодежи в возрасте до 25 лет покинуть Крым хочет каждый третий, причем этот показатель растет пропорционально уровню образования респондента. «Ориентированные на отъезд, естественно, настроены более критично к окружающей действительности», – вынуждены резюмировать российские социологи. По сути, цифры подтверждают: российский Крым не смог изменить реальность, в которой самые амбициозные, критически мыслящие и образованные вынуждены думать о переезде.

Второе. В отличие от российских регионов, каждый третий житель полуострова предпочитает считать себя крымчанином (35%), в то время как в РФ региональная идентичность встречается лишь у 9% опрошенных. «Гражданами России» себя в Крыму считают меньше половины опрошенных (43%), что отличается от реальности российских регионов, где аналогичный пункт выбрали 55% респондентов. Чем моложе респондент, тем реже он отождествляет себя с РФ и тем чаще – с Крымом.

Люди ищут альтернативные способы подчеркнуть свою собственную инаковость в рамках российской реальности

Но самое примечательное, что в Крыму порядка 9% граждан выбрали пункт «гражданин мира, житель планеты Земля». Сами социологи называют это неожиданностью. Но, возможно, они просто не могут или не желают видеть еще одно объяснение такому ответу. В ситуации, когда самоидентификация в рамках ответа «гражданин Украины» является нежелательной, люди ищут альтернативные способы подчеркнуть свою собственную инаковость в рамках российской реальности. Причем в отчете прямо говорится, что «среди украинцев, крымских татар и представителей других национальностей доля респондентов с космополитической самоидентификацией оказалась еще выше – 11-15%». Вдобавок, среди крымских украинцев доля тех, кто считает себя «гражданами РФ» – всего лишь порядка 28%.

Третье. Довольно часто люди, которые не готовы напрямую исповедаться об отношении к новым флагам, находят косвенные способы намекнуть о своих настроениях. Социологи отмечают, что «респонденты украинской национальности сравнительно реже выбирают вариант «вполне удовлетворен», отвечая на вопрос об уровне жизни. Особенно ярко это проявляется в среде крымских татар, которые, описывая свое восприятие текущей жизни, чаще других говорят о том, что они не удовлетворены, и реже других – что довольны новой реальностью. Характерно, что в этот же тренд угодила оценка изменения своего благосостояния с момента аннексии: среди крымских татар улучшение отметили лишь 28%, в то время как среди русских этот показатель равен 53%.

Сами социологи констатируют: «Заранее можно было предположить, что крымские татары будут расходиться во мнении с остальными группами населения Крыма. Эта гипотеза подтвердилась. Крымские татары резко отличаются от прочих в оценке России, Украины и местной, крымской, ситуации. Здесь в два с лишним раза больше, чем в целом по выборке, тех, кто выбрал вариант «в чем-то удовлетворен, в чем-то – нет» в отношении ситуации в Крыму, а также высказал неудовлетворение местным положением дел. Соответственно, и удовлетворение в этой национальной группе можно обнаружить значительно реже». И еще один говорящий факт: когда крымских татар просят высказаться по поводу ситуации в Украине, они предпочитают отмалчиваться (33% выбрало пункт «затруднился ответить»).

Четвертое. Примечателен раздел со списком проблем, волнующих крымчан. На первом месте ожидаемо – «рост цен на продукты питания» (83%). Затем идут дороги, ЖКХ, медицина и пенсии. Но при этом каждый третий в качестве проблемы назвал «разрыв связей с Украиной», каждый четвертый – «приезд большого количества новых жителей». Видимо, эта часть респондентов не дает покоя пророссийским крымчанам, 17% которых сочли проблемой полуострова то, что «часть жителей Крыма не хотят жить в России».

Сами российские социологи при этом отмечают, что «разрыв связей с Украиной выбрал в качестве важной проблемы каждый третий (31%) крымчанин, но среди тех, кто считает себя украинцами – уже 52%».

Пятое. Среди крымчан выросло число тех, кто предпочитает узнавать новости из разговоров с родными, друзьями и коллегами. К удивлению социологов, этот пункт оказался на втором месте (66%) после российского ТВ (84%). Украинские телеканалы в качестве источника получения информации используют 18% респондентов, а еще 2% назвали украинское радио. При этом интернетом не пользуются 28% крымчан, а ежедневно заходят в сеть 57%.

Резюме. Крымское общество отнюдь не так однородно, как его пытается показать Москва. Самоидентификация по линии «русский» и «украинец» обретает не только этнические различия, но и ценностные. Это иллюстрируется и тем, что до аннексии «украинцами» себя называли 25% крымчан, а после – лишь 16% (остальные предпочли сменить идентичность, которая отныне стала отождествляться не только с формальными признаками, но и с ценностными). Крымские татары все так же остаются той группой в Крыму, которая демонстрирует самый явный скепсис и недовольство в отношении новой реальности.

Проукраинские настроения крымчане не афишируют напрямую, но их можно отследить по косвенным ответам. Таким, как отождествление с региональной («крымчанин») или общемировой («гражданин мира») идентичностями. Если же вопрос носит прямой характер (как, например, просьба охарактеризовать ситуацию в Украине), то значительная доля опрошенных предпочитает уходить от ответа.

Разрыв с Украиной как проблему воспринимает каждый третий крымчанин. Причем пророссийские респонденты отдают себе отчет, что аннексию воспринимают далеко не все жители Крыма, и каждый шестой опрошенный считает это затаенное неприятие новых флагов проблемой. И у них есть все основания для беспокойства, если учесть, что 20% жителей полуострова предпочитают получать информацию с помощью украинского ТВ и радио.

Уже доводилось писать о том, что крымское население делится на три группы. Доля ядерных пророссийских настроений – до 40%. Доля ядерных проукраинских – порядка 20%. Остальные 40% – это те крымчане, которым все равно, под какими флагами жить, которые сосредоточены на вопросах бытового выживания и могут ситуативно примкнуть как к первой группе, так и ко второй.

И если читать соцопросы между строк, то эта статистика продолжает находить подтверждения.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.