9 декабря 2016, пятница

Зачем политики носят дорогие часы

комментировать
Если часы служат для политика главным подтверждением социальной успешности, то это уже вопрос о том, что он считает нормой
Фото: peskov.watch

Если часы служат для политика главным подтверждением социальной успешности, то это уже вопрос о том, что он считает нормой

Стоимость часов государственного чиновника – один из безошибочных признаков того, к какому миру принадлежит страна: первому или третьему

Барак Обама носит на правой руке Jorg Gray 6500 – эти часы ему вскладчину подарили его охранники. И теперь президент единственной в мире сверхдержавы проверяет время при помощи аксессуара за двести долларов. И если вам кажется, что это лицемерие, значит, вы так ничего и не поняли, – пишет Павел Казарин для Крым.реалии.  

Потому что стоимость часов государственного чиновника – один из безошибочных признаков того, к какому миру принадлежит страна: первому или третьему. И дело тут не в реальных задекларированных доходах – они вполне могут позволять политику носить Vacheron Constantin или Maurice Lacroix. И он, вполне возможно, наденет их после того, как уйдет в политическую отставку. Но дело в другом.

Фактически, часы – наряду с запонками или обувью – один из немногих доступных мужчине аксессуаров, позволяющих конструировать собственный имидж. Причем цели могут быть разными. Роман Абрамович носит стодолларовые Polar M61 ровно затем, зачем менеджер среднего звена влезает в долги ради Longines за $3000. Потому что и тот, и другой позиционируют себя в обществе. Просто многомиллиардный Роман Абрамович пытается выглядеть в глазах британского общества компанейским и демократичным, а менеджер в глазах клиентов и коллег – дорогим и востребованным. Часы в данном случае – лишь средство самопрезентации для окружающих, метод посылания сигналов вовне.

Политический этикет является всего лишь продолжением этикета социального 

Для олигарха часы – часть ровно того же пиара. Недорогая модель попадает в фокус таблоидов, которые не преминут написать об удивительно скромном аксессуаре удивительно нескромного человека. Равно как и окружение менеджера обязательно оценит заветные буквы поперек циферблата: и то, и другое создает нужное самопозицонирование.

И логика выбора часов госчиновником должна стоять в этом же ряду.

А потому неправы будут те, кто скажет, что недорогие часы публичного политика – не более чем лицемерие. Что Бараку Обаме впору носить дорогое и подобающее. Что надевать простые часы, когда твой банковский счет позволяет тебе этого не делать, – сродни притворству.

Потому что мы все, так или иначе, живем в мире социального притворства. Нас с детства приучили желать доброго здоровья чихнувшему человеку. Участливо спрашивать «как дела» при встрече и желать «доброй ночи» при позднем расставании. Хотя, давайте начистоту – нам чаще всего нет дела ни до чужого здоровья, ни до чужих дел.

Это лишь часть социального этикета. Того самого, который заставляет нас мигать аварийкой в знак благодарности и открывать двери женщинам и старшим. Мы приучили себя задавать дежурные вопросы о детях и женах, справляться о самочувствии и настроении. Мы даже шутим о том, что настоящий зануда – это человек, который в ответ на вопрос «как дела?» начнет и вправду рассказывать о том, как у него дела. Но при этом ритуальных вопросов мы задавать не перестаем.

Потому что это этикет. Тот самый, который конструирует социально привлекательную среду. И до сих пор словосочетание «воспитанный человек» служит для нас одним из важных маркеров в описании собеседника.

Политический этикет является всего лишь продолжением этикета социального. Часы политика решают одну-единственную задачу – самопрезентации и маркера для аудитории. Нет ничего плохого в том, что директор банка подчеркивает свою успешность дорогим аксессуаром. И нет ничего лицемерного в том, что политик носит недорогие часы, создающие соответствующий месседж для его сограждан. Это всего лишь «будьте здоровы» в ответ на чье-то случайное «апчхи». Да, порой это может казаться лицемерием. Но мы все живем в рамках лицемерных условностей.

И это не значит, что на смену ярмарке тщеславия должна прийти показная аскеза. Это, скорее, тест на внутренних драконов; отсылка к тому, кем ты пытаешься быть и кем пытаешься казаться. Если те же часы служат для политика главным подтверждением социальной успешности, то это уже вопрос о том, что он считает нормой, а что – девиацией. А, заодно, это вопрос и к нам – ведь он носит дорогое не для себя, а для целевой аудитории.

Ездить на общественном транспорте, не перекрывать дороги, отказаться от мигалок, кататься вместе со всеми на велосипеде, гулять без охраны по собственному городу – политический этикет может быть разным. Но в итоге он создает самое важное: ощущение того, что пространство жизни может быть общим. Что оно в равной степени принадлежит всем. Что твой социальный статус не влияет на готовность придержать двери в метро.

И если политик не готов понимать эту простую истину – то возникает вопрос о том, хорошо ли он воспитан. А если мы не хотим понимать мотивов тех, кто не пускает пыль в глаза дорогими брендами – то это уже характеризует нас самих.

Только и всего.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.