7 декабря 2016, среда

Зачем на самом деле России Керченский мост

комментировать
На фоне суммарных потерь от аннексии – прямых и косвенных – бюджет моста выглядит даже относительно скромно

Reuters пишет о том, что железнодорожный мост через Керченский пролив достроят позже, чем планировалось. Поезда пойдут не ранее конца 2019-го года – на год позже первых автомобилей. Но в том, что мост, скорее всего, достроят, сомневаться не стоит, - пишет журналист Павел Казарин для Крым.Реалии.

Керченский мост – как Олимпиада в Сочи: не просто инфраструктура, а настоящий имперский символ. Его возведение обречено продолжаться, потому что речь не о логистике, а о доказательстве мощи. В рамках имперского подхода такие объекты меряют не бюджетной логикой, а «государственным величием».

В Украине принято со скепсисом судить о перспективах этого транспортного перехода. Илистое дно пролива заставит вбивать слишком глубокие сваи. Сильное течение заставит тратиться на укрепление фундамента. Зыбкий грунт удорожит инженерное решение в разы. Но все это не имеет особенного значения – Москва забирала у Украины Крым тоже не в рамках арифметической бюджетной логики. Он нужен был ей как доказательство величия, а на фоне суммарных потерь от аннексии – прямых и косвенных – бюджет моста выглядит даже относительно скромно.

И в этом смысле Керченский мост ничем не отличается от идеи проводить зимнюю олимпиаду в сочинских субтропиках. Да, странно. Да, нерационально. Но если нужно будет – сделают.

И все разговоры о том, что к 2019 году денег на мост в бюджете России может попросту не хватить – тоже уязвимы. Потому что они не учитывают главную деталь: перспективы достройки того или иного инфраструктурного объекта в России зависят от того, кто именно осваивает выделенные деньги.

Само по себе сокращение бюджетного пирога вовсе не значит, что ужимание пропорционально коснется всех, кто имеет к этому бюджету доступ. Зарплаты, в первую очередь, режут бюджетникам, но не силовикам. Сокращение дотаций касается наиболее беззубых регионов – и лишь в последнюю очередь затрагивает северокавказские республики. Так и в случае со «всесоюзными стройками» – заморожены будут те объекты, подрядчики которых будут обладать наиболее скромными лоббистскими позициями.

Керченский мост – как Олимпиада в Сочи: не просто инфраструктура, а настоящий имперский символ

А Керченский мост строит компания «Стройгазмонтаж», принадлежащая Аркадию Ротенбергу. Тому самому, который еще с советских лет занимался дзюдо в одной секции с Владимиром Путиным, а в 90-е был спарринг-партнером будущего российского президента. Его называют одним из ближайших друзей Путина – и его миллиардное состояние тому лучшее доказательство.

Эта деталь биографии – лучшее доказательство того, что 246-миллиардный проект моста будет доведен до конца. Потому что это не только имперский проект, а еще и персональный. Потому что освоение денег курирует старый товарищ российского президента, имеющий непосредственный доступ к первому лицу. И можно легко представить, что в рамках бюджетной экономии будут урезаться любые другие стройки – но только не та, которую курирует человек, падавший на татами от подсечек российского президента.

И в этом Керченский мост похож на всю историю аннексии Крыма. Никакого бизнеса – только личное.

Печатается с разрешения Радио Свобода/Радио Свободная Европа, 2101 Коннектикут авеню, Вашингтон 20036, США

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.