25 февраля 2017, суббота

Украинские музеи будущего

комментировать
Видеопрезентации, интерактив и электронные библиотеки — украинским музеям пора действовать за рамками очевидных возможностей. Иначе они так и останутся без посетителей

После прихода нового губернатора Михаила Саакашвили в Одессе началась активная работа, в том числе и в культурном секторе. Если вспомнить успешную музейную реформу Давида Лордкипанидзе в Грузии, можно ожидать, что нечто похожее сделают и в Украине. Но пока большинство украинских музеев вынуждены применять стратегию выживания, а не процветания.

В офисе нового директора Национального исторического музея Татьяны Сосновской кипит жизнь. “Я прекрасно понимаю, что такое современный музей и каким он должен быть. И не через пять лет, а сейчас,— говорит она.— С другой стороны, отдаю себе отчет, что мы не имеем такой роскоши, как дизайнерские решения и современное оборудование”.

Роскошь европейских музеев распространяется не только на регулярное обновление инвентаря, но и на соцсети. У Музея национальной истории Лондона — 327 тыс. подписчиков в Фейсбуке и почти 796 тыс. “чекинов”. Посещаемость музея — в среднем 4 млн человек в год. И здесь необходимо увидеть прямую связь между лайками и посещениями. Переключиться с архаичного мышления на прогрессивное и вспомнить, что одна из функций музея — обучение и просвещение.

Большинству украинских музеев нужно понять, что они конкурируют не только между собой. С точки зрения маркетинга они стоят в одной очереди с торговыми центрами, кинотеатрами и многочисленными лекториями. Разумеется, речь идет о другом содержании. Но если подача унылая, то в нашем богатом предложениями для ума и сердца мире никто не захочет тратить время на печаль.

До многих бесценных экспонатов можно дотянуться рукой. Они не закрыты стеклом или решеткой

Людям может быть интересен не музей прошлого, а музей будущего о прошлом. С видеопрезентациями, интерактивными программами, электронной библиотекой. И уж никак не с мрачными люстрами и тлеющими старушками-наблюдательницами. Если музеи не начнут мыслить шире своих очевидных возможностей, они так и останутся без посетителей.

По иронии судьбы на следующий день после встречи с директором исторического музея я оказалась в Будапеште и поселилась в апартаментах с грандиозным видом на Музей истории. Фасад здания как раз украшали к ежегодной Ночи музеев. Диджей настраивал аппаратуру, перед входом натягивали большой экран для демонстрации фильмов, а на фасаде развешивали бумажные гирлянды. С каждым часом собиралось все больше людей.

Внутри исторического музея Будапешта, как, впрочем, и любого другого музея о прошлом, с ходу окутывают запахи густой старины. Кажется, что сейчас тебя втянут в очередную скучную историю, но не тут‑то было. Первое, что я вижу в основном зале для сменных экспозиций,— качели в натуральную величину, привинченные к потолку, на которых качаются увесистые афроамериканки. Все фотографируют друг друга на фоне экспонатов. Надзирательниц нет. Кто‑то рассматривает экспозицию, кто‑то слушает музыку или отдыхает на полосатых лежаках.

Напомню: в какой‑то момент Будапешт решил перестать быть городом с советским прошлым и выбрал богатую европейскую историю, где музей — не только место для хранения ценностей, но и для вдохновения.

Постоянная коллекция музея — не самая выдающаяся. Но при этом она великолепно презентована. Ко многим бесценным экспонатам можно прикоснуться рукой. Они не закрыты стеклом или решеткой, как часто бывает в музеях, восседающих на руинах коммунистического строя.

В зарубежных музеях поражает качество презентации идей. В украинских этого чувства не отыскать. Здесь есть прекрасные коллекции, хорошие выставки, но они совершенно не окрыляют посетителей. И дело не только в ограниченном бюджете, но и в образе мышления.

Когда я училась в Англии, главное, о чем нам говорила директор курса чопорная леди Лизи Перотт (долгое время она работала в Тейт Модерн),— это переосмысление. Вы можете заниматься чем угодно, но важно всегда смотреть на свое занятие с высоты XXI столетия. Нельзя просто взять хорошо сохранившийся предмет и показать его на выставке потому, что он есть. Это скучно. Сообщите новые факты о нем, покажите под другим светом или поместите среди совершенно непохожих вещей. Следует расширить границы восприятия.

И это лишь верхушка айсберга. Украине пора переосмыслить роль музея в целом. Ведь если продолжать понимать музей как место сбережения культурного наследия, он так и останется направленным только в себя. Пустые залы доказывают, что это путь в никуда. Если же посмотреть на музей как на место встречи и развития культурного диалога — он тут же переориентируется на человека. Для этого, собственно, музеи и созданы.

Колонка опубликована в журнале "Новое Время" за 7 августа 2015

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Катерина Тейлор   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.