20 ноября 2017, понедельник

Записки экономиста. Кому нужно сократить финансирование

комментировать
Украина слишком много тратит на неэффективную систему правоохранительных органов

Традиционно, когда начинается дискуссия о сокращении бюджетных расходов, то социальные расходы часто критикуют за их неэффективности, что нетрудно, ведь социальные расходы часто неэффективны в высокоразвитых странах. Однако расходы правоохранительных органов, которые даже при поверхностном анализе являются очень неэффективными, к сожалению, находятся практически вне поля зрения широкой общественности. Частично это оправдывается текущим состоянием де-факто войны с РФ, реформами полиции и даже борьбой с коррупцией, мол, в такой ситуации само собой разумеется, что правоохранительным органам нужно увеличивать финансирование. И чем больше, тем лучше.

Министерство внутренних дел - неэффективное, слишком большое

Система правоохранительных органов в Украине унаследована с советских времен и практически не испытывала глубоких изменений. Результатом этого является сравнительно большие расходы на содержание правоохранительных органов (в основном, за счет численности персонала) при их низкой эффективности. Так, совокупные расходы на обеспечение правопорядка в странах ЦВЕ в 2014 году составляют в среднем менее 2,0% ВВП, в то время как в Украине расходы по этой категории в 2014 году составили 2,8% ВВП. При этом, по сравнению с другими странами уровень доверия к правоохранительным органам в Украине является стабильно низким.

В частности, в 2014 году в нашей стране насчитывалось 387 полицейских на 100 тыс. населения. Это больше, чем средний европейский показатель (340 полицейских на 100 тыс.) и почти вдвое больше, чем рекомендовано ООН - 222 полицейских на 100 тыс.

Однако сравнительно большое количество сотрудников МВД в Украине не транслируется в общественное благо - органам внутренних дел доверяют все меньше в течение последних пяти лет, а уровень недоверия к органам правопорядка достиг 65% по данным исследования World Values Survey. Количество правонарушений также остается большим. То есть, теперь расходы на полицейские функции недостаточно эффективны.

В 2014 году в нашей стране насчитывалось 387 полицейских на 100 тыс населения

Кроме слишком большого количества людей, работающих в органах, не показывая существенного положительного результата, в МВД средства расходуются неэффективно; в частности, достаточно существенные средства идут на финансирование непрофильных функций. Так, продолжают финансироваться советские рудименты в виде отраслевых льгот и непрофильных подразделений. Такие расходы являются наследием советской системы, когда каждое ведомство создавало вокруг себя функциональную экосистему из социальных, спортивных и производственных функций и различных льгот.

Так, традиционно, одной из самых непрозрачных и коррупционных схем в МВД является строительство и приобретение жилья для сотрудников, на что в этом году из бюджета выделено 419,3 млн грн. Необходимость финансирования такой статьи, по нашему мнению, неочевидна. Тем более, что схема распределения жилья среди сотрудников непрозрачная, что дает возможность коррупционного заработка лицам, принимающим решение о выделении жилья.

Также неочевидна необходимость оплачивать за счет налогоплательщиков школьное и внешкольное образование детей сотрудников МВД, на которое в текущем году потратят 84,5 млн грн.

Одновременно налогоплательщики содержат параллельную МЗ сеть ведомственных поликлиник, санаториев и баз отдыха, которой МВД обладает еще с советского времени. В текущем году, согласно бюджету ведомства, на них будет потрачено 919, 9 млн грн. Эти средства могли быть в значительной мере сэкономлены при замене этой схемы на медицинское страхование или переводе обслуживания сотрудников МВД в государственные больницы.

Совсем уж странным, как для правоохранительного ведомства является удержание и финансирования физкультурно-спортивного общества «Динамо», которое не имеет ничего общего с охраной правопорядка, но обойдется налогоплательщикам в 18, 5 млн грн. Хотя при приватизации имущества этого общества, которое включает 3 горнолыжных комплекса, несколько конно-спортивных баз, bmx - трассу, более 20 стадионов, гостиницы и другие объекты, могло бы наоборот принести значительные доходы государственному бюджету как в виде средств, полученных за приватизацию , так и в виде налогов полученных от новых, эффективных собственников.

Прокуратура - наибольшее количество самых дорогих работников

Органы прокуратуры в Украине также характеризуются чрезмерным количеством персонала. Рост численности прокуроров в предыдущие годы был обусловлен неф ункциональной необходимостью, а политическими соображениями и естественным расширением, характерным для бесконтрольных бюрократических организаций.



В результате, в 2014 году Украина имела наибольшее из всех европейских стран количество прокуроров - 12474 человек или 27,4 на 100 000 населения, в то время как законом предусмотрено предельное количество в 15000 В Германии этот показатель - 6,5, в Молдове - 20 9, в среднем в Европе - 10 и даже в России - 22,8 прокурора на 100 тыс. населения. В то же время, по новому закону Украины о прокуратуре, общая численность работников органов прокуратуры должен составлять 15 000 человек с уменьшением количества прокуроров с 1 января 2018 года до 10000 человек или 21,9 прокуроров на 100000 человек. Сумма расходов на прокуратуру, предусмотренная в бюджете 2016 составляет 0,16% от ВВП и может быть сокращена как за счет фонда заработной платы, так и за счет сокращения обслуживающего персонала и инфраструктуры (зданий, техники, автомобилей).

Также среди всех правоохранительных органов в 2016 году на прокуратуру приходится самая высокая доля бюджетных ассигнований на одного работника (219134 грн), что больше даже таких важных на данный момент ведомства, как ВСУ (182171 грн) или СБУ (167742 грн). При этом прокуратуре, в отличие от вооруженных сил, не нужно закупать и обслуживать значительное количество технических средств и транспорта. Это свидетельствует о значительном перекосе в расходах на деятельность прокуратуры и необходимости их пересмотра.

СБУ - слишком секретно

К сожалению, проанализировать эффективность расходов СБУ пока невозможно, поскольку детальный бюджет ведомства является непубличным. К тому же, информация о контрразведке других стран закрыта, из-за чего невозможно сравнить их структуру. Однако, как и у каждого силового ведомства, в СБУ существует система ведомственных больниц, санаториев и баз отдыха, необходимость содержания которых сомнительна.

Очевидно, что неэффективность - общая проблема всех правоохранительных органов. Поэтому реформа правоохранительных органов с учетом международного опыта и приведение количественных и качественных параметров системы правопорядка к международно признанным стандартам, кроме улучшения ситуации с защитой прав и свобод, а также может сэкономить государственному бюджету в будущем значительные средства.

Для страны в состоянии войны эти средства точно не будут лишними.

Записки экономиста - еженедельная колонка Центра экономической стратегии

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.