3 декабря 2016, суббота

Записки экономиста. О справедливых тарифах на газ

комментировать
Почему нам крайне необходимо внедрение прозрачной и стабильной модели налогообложения газодобывающей отрасли

Установление единой цены на газ на рыночном уровне для всех категорий потребителей было положительно воспринято экспертной средой – это непопулярное, но крайне необходимое для Украины мероприятие. Впрочем, рыночные цены – это только очередной шаг большой реформы сектора, и решение данного вопроса влечет за собой следующие, на которые не существует столь однозначного ответа. В частности, дискуссионным является вопрос оптимального налогообложения компаний, занимающихся добычей газа на территории Украины.

Как новая цена повлияет на внутреннее производство

Украина является чистым импортером газа. Поэтому на сегодня в законодательстве зафиксировано, что рыночная цена газа как товара определяется на уровне импортного паритета, к которой приравнивается цена газа внутренней добычи. Если оптовая цена на газ для населения опустится ниже этого уровня, импортеры просто перестанут поставлять газ (поставщикам не будет смысла продавать газ в Украину, когда они могут продать его на хабе), и страна окажется с грандиозным дефицитом – в 2015 году страна добыла на 14 млрд кубометров меньше газа, чем потребила.

Но ведь таким образом получается, что отечественные добывающие компании будут получать доходы, существенно выше тех, которые бы они получили, если бы продавали свой газ на хабе. В то же время, продавая газ украинцам, компании получат не только цену хаба, но и, наоборот, дополнительный доход, равный стоимости транспортировки газа в Германии и входа в ГТС.

То есть, при прочих равных условиях добывающие компании будут получать сверхприбыль за счет простых украинцев.

Конечно, можно оправдывать такую ситуацию тем, что высокий доход привлечет дополнительных игроков в отрасль, и через конкуренцию, когда цена снизится. Но, согласитесь, спонсировать чьи-то сверхприбыли высокими тарифами в ожидании гипотетического снижения не только малоприятно, но и несправедливо.

Спонсировать чьи-то сверхприбыли высокими тарифами в ожидании гипотетического снижения несправедливо

Возможно ли каким то образом лишить добывающие компании сверхприбыли? Ответ можно найти в экономической теории и международной практике.

Как облагать налогом дополнительный доход местных компаний?

В условиях эффективного рынка все его участники должны получать так называемую «нулевую экономическую прибыль». То есть нормальный доход компании должен покрывать не себестоимость, а «альтернативные издержки» (например, ожидаемые доходы от альтернативной предпринимательской деятельности, в которую компания могла бы инвестировать деньги вместо добычи газа), включительно со стоимостью капитала. Если прибыль больше нормальной (например, глубина залегания газа на какой-то скважине меньше, чем на другой) – такая прибыль называется сверхприбылью (abnormal return) и свидетельствует о неэффективности и несправедливости рыночной среды. Другими словами, сверхприбыль – это получение прибыли большей, чем нормального уровня доходности на вложенный капитал на рынке.

И именно здесь вступает в действие адекватное государственное регулирование. Для того, чтобы все участники рынка получали справедливую прибыль и находились в одинаковых условиях, величина сверхприбыли должна изыматься в государственный бюджет.

При текущих условиях в Украине возможны по крайней мере следующие альтернативные варианты регулирования :

1. Минимальная рента или полное ее отсутствие до достижения энергонезависимости – это позволит частным добывающим компаниям наращивать прибыль и инвестировать больше средств в добычу;

2. Изъятие фактической экономической прибыли участников рынка (или «сверхдоходов») путем установки большей ренты, что даст дополнительные доходы бюджета, но не будет стимулировать инвестирование в добычу;

3. Изъятие ожидаемого экономического дохода путем продажи лицензий на разработку на аукционах;

4. Особый вид налогообложения прибыли добывающих компаний – «profit based taxation» (фактически прогрессивная шкала налога на прибыль или прибавка к налогу на прибыль, как, например, в Великобритании).

4. Смешанная модель регулирования – аукционы и налогообложения прибыли, аукционы и рента, и тому подобное.

Какой подход следует выбрать Украине?

На первый взгляд, самый простой ответ – это аукционы, как прозрачный, справедливый и эффективный метод перераспределения сверхприбылей. В таком случае, оплачивая стоимость лицензии, участник рынка сам определяет часть прибыли, которая может быть изъята, исходя из своей нормы доходности и ожидаемых затрат на разработку и добычу на конкретном месторождении.

К сожалению, чтобы воплотить схему регулирования через продажу лицензий на открытом рынке в текущих условиях в Украине нужно преодолеть ряд рисков. В частности необходимо:

1. Обеспечить прозрачность и беспристрастность аукционов на выдачу лицензий, которые проводит Госгеонедра;

2. Разработать и внедрить механизмы стимулирования разведки новых газовых месторождений, которые были бы интересны для инвесторов на текущих условиях;

3. Обнародовать в публичном доступе консолидированную геологическую и экономическую информацию по разведанным месторождениям, ведь только на основе полной информации можно определить справедливую цену лицензии на добычу;

4. Последовательно и настойчиво работать над улучшением инвестиционного климата и усилением систем защиты прав собственности, чтобы увеличить заинтересованность международных компаний в инвестировании в добычу в Украине.

В конечном итоге, какую бы модель налогообложения не выбрало государство, если она будет прозрачной и стабильной в долгосрочном горизонте (как долгосрочными являются циклы разведки и добычи газа), это позволит компаниям планировать свою деятельность и улучшит положение добывающей отрасли. Поэтому мы призываем правительство безотлагательно начать внедрение прозрачной и стабильной модели налогообложения газодобывающей отрасли, справедливой для всех в стране.

"Записки экономиста" – еженедельная колонка экспертов Центра экономической стратегии (ЦЭС)

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Александр Кашко   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Александр Кашко
Александр Кашко

Экономист Центра экономической стратегии

 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.