5 декабря 2016, понедельник

Пожиратели бюджетов

комментировать
Каждый день войны обходится стране приблизительно в 70 миллионов гривен. При этом потери от неэффективной системы госзакупок составляют в среднем 10 миллионов долларов в день

Когда три месяца назад грузинские реформаторы, прибывшие в Украину для перевода украинских реформ на грузинские рельсы, амбициозно заявили, что к концу года заржавевший аппарат украинской бюрократии начнет работать на страну, в это верилось слабо.

Потому что нескольким практикам из команды Саакашвили, сумевшим предельно быстро превратить одну из самых коррумпированных республик бывшего СССР чуть ли не в кавказский Сингапур, противостояла сплоченная армия украинского чиновничества, значительно превышавшая все население Грузии, включая младенцев и стариков. Армия, прекрасно освоившая науку выживать, невзирая на смену хозяев Банковой. 

Правда, долю оптимизма вселяло то, что грузинских практиков-реформаторов на деле поддержит новая украинская власть. Что, в свою очередь, заставит перекрасившихся в евроцвета государственных мздоимцев, хотя бы на словах следовать реформаторскому тренду.

За поддержкой государства дело не стало. Что касается пожирателей бюджетов, то здесь картина пока напоминает нарастающую панику среди раковых клеток, почуявших, что в тело, в котором они безбедно жировали, ввели мощное лекарство.

Пожиратели бюджетов напоминают паникующие раковые клетки, почуявшие, что в тело, в котором они безбедно жировали, ввели мощное лекарство

И теперь все зависит от того, насколько точно будет соблюдаться курс химиотерапии. Потому что украинские (как и любые иные) казнокрады напрямую зависят от подпитки законодательной базы. И главной задачей любого серьезного реформирования является не одиночный (под видом реформ) отстрел наиболее проворовавшихся госслужащих, а скорость изменения их кормового поля. Что в свою очередь лишает их возможности безнаказанно плодиться и размножаться.

Похоже, что украинские власти это не только поняли, но и начали внедрять в жизнь. Во всяком случае, презентацию пилотного проекта по переводу государственных закупок в электронный формат проводили министр юстиции Павел Петренко (исполнительная власть), депутат Ксения Ляпина (законодательная власть) и заместитель главы администрации президента Дмитрий Шимкив. Причем, не просто для телекартинки, а опираясь на уже зарегистрированный законопроект.

И если бы качественный состав украинского парламента был несколько иным, то проголосовать за этот закон можно было бы уже сейчас. А так придется ждать выборов, надеясь на то, что новый состав Верховной Рады этот законопроект не похоронит.

Тем более желающих отправить его в могилу за гланды. Потому что ни для кого не является секретом, во что обходились стране коррупционные игры с госзакупками. Все эти фирмы-прокладки, которые в разы накручивали цены или участие в тендерах одного участника, как это широко наблюдалось при подготовке к Евро-2012.

По самым предварительным подсчетам, начиная с 2010 года, команда Януковича, создав  максимально непрозрачные процедуры проведения тендеров по госзакупкам, выводила из бюджета порядка 150 миллиардов гривен в год.

Но, несмотря на то, что в апреле приняли новый закон о госзакупках, особой прозрачности процессу это не прибавило. Даже при наличии в законе возможности электронных торгов система не работает. Потому что закупки через электронные торги составляют менее 0,1 процента от всех объемов. Столь унылый показатель, по словам замглавы АП Дмитрия Шимкива, объясняется и тем, что  «за четыре месяца Кабмин так и не принял постановление, регулирующее процедуру закупок через электронную систему».

Но есть куда более любопытный момент. Один из членов команды грузинских реформаторов – бывший председатель Агентства конкуренции и государственных закупок Грузии Тото Урджумелашвили подсчитал, что из-за неэффективной системы госзакупок Украина в день теряет порядка 10 миллионов долларов.

Притом, что каждый день войны обходится стране где-то в 70 миллионов гривен. Вчитайтесь еще раз: потери от неэффективной системы госзакупок составляют  в среднем 10 миллионов долларов в день. Речь идет о потерях, близким к трем миллиардам долларов в год. Которые исправно оседали в карманах от Бриони и Виттона.

 У кого-то еще есть сомнения насчет того, сколько людей системы готовы и дальше бороться  только за этот кусок пирога? А заодно и насчет степени сопротивления реформам? То-то же.

Начиная с 2010 года, команда Януковича, благодаря тендерам по госзакупкам, выводила из бюджета порядка 150 миллиардов гривен в год

Еще одна цитата Тото Урджумелашвили: «Ключевая мысль реформы системы госзакупок в Грузии – “все видят все”. Максимальная прозрачность на всех этапах – от объявления тендера до подписания договора. Любой человек может проверить любой этап, изучить всю документацию и организатора тендера, и победителя конкурса. Некоторые предприниматели протестовали против такой открытости, ссылались на конфиденциальную информацию, тайну. Ответ был простой: “Тогда не работайте с государством и сохраняйте свои тайны”. Если хотите участвовать в гостендерах – максимальная открытость. Любая закрытая информация мгновенно приобретает коммерческую ценность. К примеру, если чиновник знает специфические требования к закупаемому товару или знает, на какую цену готово согласиться государство, – это предпосылка к коррупции. Возникает сильный соблазн продать эту информацию. А вот если вся информация открыта, то и торговать нечем, коррупции нет, и тендеры становятся более честными и эффективными».

К этому, собственно, и сводится суть украинского пилотного проекта: сделать процедуру максимально прозрачной на законодательном уровне, создать правило, которое, хотят они того или нет, но обязаны соблюдать все игроки.

Для чего принято решение опробовать процедуру на закупках товаров до ста тысяч гривен, а услуг до одного миллиона. Что, помимо всего прочего, даст возможность привлечь к участие в гостендерах представителей малого и среднего бизнеса, которые доныне ощущали себя в этом вопросе париями. Никем. Поскольку знали, что гораздо безболезненнее положить руку под трамвай, нежели сунуть палец в серпентарий госзакупок.

Теперь даже самые отъявленные пессимисты от бизнеса могут рискнуть. Потому что фишка проекта заключается в том, что бизнесмен (хоть малый, хоть средний) с чиновником просто не контактирует.

Чтобы лучше понять, как работает грузинская модель, которую взяли за основу в Украине, лучше послушать одного из ее создателей, бывшего главного налоговика страны Джабу Эбаноидзе: «Написание программного обеспечения, адаптация законодательства и другая подготовка заняла у нас около полугода и обошлась примерно в $500 000. Через шесть месяцев уже все государственные организации закупали товары и услуги исключительно через систему электронных тендеров. И уже в первый год работы этой системы государство сэкономило колоссальную сумму – более 12% от общего бюджета госзакупок, или 250 млн. лари (порядка 145 миллионов долларов). Это огромные деньги для госбюджета Грузии.

В новой системе мы сделали акцент на цене и реверсивных аукционах, когда не покупатель повышает цены, а наоборот – продавцы соревнуются, кто дешевле предложит товар. Документацию предоставляет только победитель. Если по каким-то причинам продукция не отвечает требованиям тендерного комитета, начинается изучение занявшего второе место и так далее.

Основа основ системы госзакупок Грузии – прозрачность. С помощью публичности мы добились того, что, с одной стороны, участники торгов могут контролировать друг друга, а с другой – процесс очень хорошо контролируется гражданским обществом. Общество, госорганы, конкуренты могут видеть все этапы торгов и ясно понимают, почему победил на тендере тот или другой участник. Если обнаружили нарушения – результат тут же можно оспорить.

Мы не опираемся ни на какие электронные подписи, система построена так, что в тендерах могут поучаствовать и заграничные компании. Украинские предприятия в этом уже смогли убедиться. Это дает возможность привлечь к конкурсу больше участников, что в результате повышает конкуренцию и влияет на цены».

Нюанс про украинский бизнес, который может принимать участие в грузинских аукционах, звучит как бы неплохо. Особенно на фоне того, насколько сможет стать привлекательным этот сегмент украинского рынка для потенциальных зарубежных инвесторов.

Но, как уже говорилось выше, дело за малым. А именно, за солидарным голосованием парламента. Желательно конституционным большинством. На «радость» бюджетным мародерам. Так что и мажоритарным кандидатам и партиям, которые идут на выборы, неплохо бы внести пункт поддержки, как этого законопроекта, так и дальнейших реформ отдельной строкой в свои предвыборные программы.

Экономия десяти миллионов долларов в день выглядит очень заманчиво.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.