21 февраля 2017, вторник

Соглашение об ассоциации вступит в силу 1 ноября. Что дальше?

комментировать
Что мешает нам сформировать рыночные экономические условия

Мы все чаще слышим обещания отдельных политиков и чиновников об экономическом чуде, которое наступит едва ли не через полгода после избрания новой Рады. Но как достичь форсированного развития нашей экономики, если есть сомнения в четкой модели её развития?

В статье 343 Соглашения об Ассоциации с ЕС, которое вступает в силу 1 ноября, прописано, что целью Украины является создание эффективной рыночной экономики, в соответствии с руководящими принципами экономического развития, соблюдение которых также предусмотрено Конституцией Украины. Такая экономика основана на принципах свободы предпринимательства, свободы выбора и имеет свойство к саморегуляции. Государство в такой системе играет роль координатора, а не регулятора. Оно обеспечивает законодательную базу для свободной конкуренции, гарантирует качественную и честную работу судебной системы, вводит систему налогов и льгот. В то же время, в рыночной экономике действует закон спроса и предложения, на основе которого осуществляется ценообразование, а покупатели сами выбирают товары для покупки, их производителей и поставщиков. В этом процессе государство следит лишь за тем, чтоб рыночные принципы не были нарушены недобросовестными игроками.

Реальная ситуация с украинской экономикой немного другая. Если с работой судебной системы и существованием коррупционных схем украинцы знакомы не понаслышке, то о деталях и особенностях работы бизнеса в нашей стране знают не многие. Сегодня еще рано говорить о нормальных условиях для привлечения инвестиций, долгосрочного финансирования, а также об успешном развитии малого бизнеса в стране.

Сегодня еще рано говорить о нормальных условиях для привлечения инвестиций, долгосрочного финансирования, а также об успешном развитии малого бизнеса в стране

При всём этом государство оставляет за собой право устанавливать список продукции, на производство и ценообразование которой оно может влиять нерыночными механизмами. Развитые и развивающиеся страны еще в середине прошлого века начали отказываться от подобных механизмов, так как они создают обратный эффект – конечные потребители не ощущают поддержки государства, зачастую возникает дефицит товаров, производство которых нерентабельно для бизнеса, а производители прекращают инвестировать в обновление производства.

В процессе формирования рыночной экономики в Украине уже на протяжении десятилетий государство пытается контролировать поведение производителей товаров, которые особенно важны для социально незащищенных слоев населения. Механизм остается одним и тем же – ценовое регулирование социально-значимых товаров, что совсем не соответствует рыночным условиям конкуренции, тем более во время кризиса. Более того, такой подход не приводит к желаемому результату – обычные граждане не ощущают реальной поддержки со стороны государства.

Производителям, в свою очередь, приходится сталкиваться с множеством бюрократических процедур и ограничений, которые приводят к уменьшению производства отдельных категорий продуктов, а также делают бессмысленными для бизнеса сезонные уменьшения цен на эти товары, во избежание дополнительной административной нагрузки. Интересно, что прохождение предприятием ряда бюрократических процедур предусматривает раскрытие перед отдельными государственными органами информации, которая носит коммерческую тайну, - это табу в рыночной экономике.

С другой стороны, отсутствие дефицита товаров при регуляторном ограничении цены демонстрирует, что установленная государством цена уже соответствует рыночной. Это значит, что регулирование цены не влияет на ценообразование конкретного товара, а создает лишь дополнительные административные преграды для развития производства и расширения ассортимента товаров на рынке.

Развитые страны по-другому подходят к этому вопросу. Для мониторинга ситуации на рынке эффективно работает антимонопольное законодательство, а социально незащищенное население обеспечивается адресными социальными дотациями (например, по карточной системе). В свою очередь, здравая конкуренция и рыночный спрос сами определяют оптимальный объем производства товаров, необходимых для разных категорий покупателей.

Вывод, который напрашивается после всего сказанного: украинская экономика все еще находится на этапе трансформации. Частный сектор с каждым годом все больше и больше погружается в рыночные механизмы работы, а государство все так же нелегко расстается со своими рычагами влияния. Как показывает практика, лучший результат достигается все же, когда общество и бизнес берут ситуацию в свои руки.

Поэтому активное использование вопроса ценового регулирования в политических целях, разработка законопроектов, которые не предлагают новые решения старой проблемы, противоречат процессу качественного реформирования страны. В свою очередь, предложенный бизнес-сообществом проект концепции реформирования в сфере ценового регулирования продуктов питания следует рассмотреть более взвешенно. Станет ли украинская экономика по-настоящему рыночной и будет ли она соответствовать современным реалиям, во многом зависит именно от решения вопросов ценового регулирования.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.