24 февраля 2017, пятница

Мера возможностей: завоюют ли украинские товары рынок ЕС

комментировать
Зона свободной торговли между Украиной и Евросоюзом в первую очередь нужна малому и среднему бизнесу

Главное условие для подписания экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС выполнено — в стране состоялись президентские выборы. Теперь рано или поздно зона свободной торговли между Украиной и ЕС станет не просто предметом дискуссий, а повседневной реальностью.

Впрочем, поставки украинских товаров на европейский рынок стали реальностью еще 23 апреля — после того, как ЕС снизил пошлины до уровня, указанного в Соглашении об ассоциации. Прошел месяц. И уже очевидно: соотечественники по‑прежнему предпочитают жаловаться вместо того, чтобы пользоваться полученными преимуществами. То и дело в среде экспертов и предпринимателей звучат мнения о том, что украинские товары в Европе никто не ждет, что соглашением воспользуются только компании ЕС или же отечественные олигархи. Да и вообще, мол, выход на этот рынок — затратный и титанический труд, к которому мы традиционно не готовы.

Соглашение для настоящих предпринимателей. Тех, которые на свой страх и риск готовы создавать что‑то новое и развивать бизнес

Апологеты соглашения на этот плач Ярославны отвечают просто: документ не является гарантией успеха, он лишь предоставляет возможности. Да, требования высоки, но их выполнение повышает конкурентоспособность и на внутреннем рынке, и на большинстве внешних.

Неутихающие споры вокруг документа объясняются тем, что либерализация торговли в действительности выгодна не всем участникам рынка. Точнее — не всем нужна. Например, большому заводу, 40 лет поставляющему продукцию в Россию и Казахстан, рынок ЕС не нужен. Иначе он давно прошел бы все сертификационные процедуры и, стремясь расширить клиентскую базу, требовал бы от правительства поддержки своей бизнес-стратегии. А для другого большого предприятия, продающего продукцию по всему миру, Соглашение об ассоциации может послужить толчком к качественно новому уровню ведения дел. Для этого необходимо потратить время на инспекцию и модернизацию, но эффект будет полезным. Например, после модернизации трех предприятий Мироновского хлебопродукта агрохолдинг еще с прошлого года официально имеет право торговать в ЕС. Проблемный вопрос заключался лишь в пошлинах, но и он снят — теперь пошлины снижены.

В целом же наибольшую выгоду соглашение принесет украинским малым и средним предприятиям. Речь идет и об инженерных компаниях, и о текстильных или обувных производителях, цехах, складах и офисах.

Один из наиболее парадоксальных примеров успеха наших производителей — продажи меда в странах ЕС. Осенью прошлого года общественная организация Центр UA проводила мероприятия с целью обсуждения Соглашения об ассоциации в регионах. Так вот, в Харькове большая часть встречи была посвящена жалобам пчеловодов на невозможность работать в Европе. При этом выяснилось, что в Херсоне мед — основной продукт, экспортируемый в ЕС. То есть проблема с продажами меда в ЕС заключалась не в том, что украинский мед не вписывается в европейские стандарты или не проходит по цене — дело лишь в умении продавать и целеустремленности в освоении рынков ЕС.

Еще один пример успеха: участие в тендерных процедурах ЕС небольшой днепропетровской компании АРТ Пирамида Групп, производителя визуальной рекламы. Оказалось, что украинцам вполне под силу победить в конкурсе. Креативность рекламных инсталляций, помноженная на ценовое преимущество, дает возможность открыть для себя рекламные рынки стран ЕС. И список таких примеров наверняка можно продолжить.

Соглашение об ассоциации существенно расширит возможности наших компаний. Подспорьем будут и сниженные пошлины для товаров, и дополнительные возможности для командирования работников по предоставлению услуг в ЕС, а также для открытия своих дочерних предприятий в ЕС с возможностью перевода туда ключевого персонала. Еще один ключевой момент — документ предоставит доступ к государственным закупкам Евросоюза.

В общем, это соглашение для настоящих предпринимателей. Тех, которые на свой страх и риск готовы создавать что‑то новое, искать новых клиентов, развивать бизнес и, конечно же, больше зарабатывать.

Да, документ не дает никаких гарантий. Но когда братья Черепановы создали свой первый паровоз, толпа кричала: “Не поедет, не поедет!” Когда же паровоз тронулся, зеваки заревели: “Не остановится, не остановится!” С тех пор поезда стали быстрее, красивее и комфортнее, несмотря на крики толпы.

Читайте также

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.