4 декабря 2016, воскресенье

Как дети учатся общаться

комментировать
От того, насколько успешны были ваши первые социальные связи, зависит, будете ли вы счастливы в зрелом возрасте

Дети могут быть очаровательными, но при этом совершенно не уметь слушать и уважать чувства других. Как же им в таком случае удается спустя годы из гусениц превратиться в социальных бабочек, способных на настоящую дружбу, верность и понимание?

Хотя социальное развитие – длительный процесс, продолжающийся и в подростковом возрасте, наш ранний опыт формирования социальных связей намного важнее, чем может показаться. По сути, исследования предполагают, что он оказывает влияние на то, будем ли мы способны в зрелом возрасте поставить себя на место другого человека, а также на то, как мы станем формировать отношения.

Первые связи

Младенцы крайне уязвимы и зависят от взрослых, на которых ложится ответственность за удовлетворение детских потребностей. Многие особенности поведения ребенка, в частности, цепляние и плач, призваны привлечь внимание тех, кто может о нем позаботиться. Изначально младенец хочет внимания любого, кто способен проявить заботу. Но примерно с трехмесячного возраста его поведение становится направленным на конкретных людей, что приводит к формированию привязанности хотя бы с одним из тех, кто о нем заботится, чаще всего – с родителями, к семи-восьми месяцам.

Исследования показывают, что эта первая связь может привести к ряду различных поведенческих моделей и привязанностей. Опыт постоянной заботы способствует формированию спокойных привязанностей, тогда как ненадежная или отсутствующая забота вызывает у ребенка неуверенность в привязанностях, которые он впоследствии формирует.

Поведение детей, уверенных и не уверенных в своих привязанностях, может разительно отличаться. К примеру, уверенный в своих привязанностях ребенок расстраивается, когда тот, кто заботится о нем, уходит, и радуется, когда возвращается. Ребенок, не уверенный в своих привязанностях, может реагировать на ту же ситуацию более неоднозначно. Уверенность в привязанностях ассоциируется с более высокими показателями в нескольких областях, включая решение задач и социальную компетентность.

Социальные роли закрепляют движение детей по траекториям: «популярный», «отвергнутый», «забытый»

Ученые, изучающие теорию привязанностей, полагают, что именно первая наша связь является основой для создания внутренней рабочей модели социальных отношений, а также нашей роли и ценности в них. Именно поэтому первая наша связь влияет на то, как мы строим отношения впоследствии – со сверстниками, романтическими партнерами, а затем и с собственными детьми.

Игры со сверстниками и первые друзья

Дети начинают интересоваться сверстниками еще в младенчестве, наблюдая за другими детьми, показывая им игрушки или издавая определенные звуки. К детскому саду дети переходят от одиночной, или параллельной игры (рядом, но не вместе) к реальным групповым занятиям.

Раннее детство, вероятно, наиболее физически агрессивный период в нашей жизни, поскольку мы определяем стратегии получения у других того, чего мы хотим. Тем не менее, есть многочисленные свидетельства того, что у нас есть подсознательный инстинкт помощи другим. Одно из исследований обнаружило, что младенцы помогают незнакомым взрослым во многих ситуациях, к примеру, в попытках дотянуться до лежащего вне досягаемости объекта, тогда как детеныши шимпанзе, например, так не делают.

Дети начинают играть в больших группах примерно к пяти годам. Именно в это время их отношения со сверстниками начинают напоминать то, что у нас принято называть «дружбой». В этот же период у них появляются лучшие друзья. В раннем детстве и в детсадовском возрасте они чаще дружат с детьми одного с ними пола: девочки формируют пары или маленькие, тесные группки, тогда как мальчики играют в больших, конкурентных группах. Это может привести к тому, что девочки начинают ценить социальные связи, тогда как мальчики больше ценят свой статус внутри социальной группы.

Хотя оба пола могут получить позитивные эффекты благодаря этим различиям, девочки могут также подвергаться большему риску эмоциональных расстройств, а мальчики – большему риску проблем, связанных с агрессией.

То, насколько успешно дети общаются со сверстниками, связано с их когнитивными, поведенческими и социальными навыками. Дети должны быть в состоянии опознавать и правильно интерпретировать поведение других, воспринимать и принимать эмоции (как свои, так и чужие), а затем выбирать правильную реакцию. В исследовании были рассмотрены отличия между детьми, в разной мере принятыми сверстниками. Популярные дети, когда говорят или делают что-то, как правило, привлекают к этому всю группу, тогда как дети, исключенные из группы сверстников, могут не инициировать групповые реакции.  Дети, нарушающие групповые нормы, к примеру, посредством агрессии, сталкиваются с более серьезным риском исключения из этой группы.

Дружеские отношения, завязанные в детстве, позволяют нам попрактиковаться в важных социальных навыках. Друзья общаются друг с другом более интенсивно, играют в более сложные и требующие взаимодействия игры, делятся мнениями и учатся успешно разрешать конфликты. Исследования показывают, что наличие друзей – важное условие успешной жизни в дальнейшем. Наличие постоянного, близкого друга способствует укреплению уверенности в себе и часто улучшению отношений с семьей. Недостаток друзей в детстве ведет к ряду менее приятных последствий: плохой успеваемости, безработице и неудовлетворенности жизнью. Тем не менее, другие факторы, такие как социоэкономический статус, также играют в этом свою роль.

Подростковые клики и компании

Примерно с 11 лет дети, как правило, формируют большие «клики», в которые входят представители одного пола. Эта тенденция продолжается и в подростковом возрасте. Со временем общение с противоположным полом становится интенсивнее, что ведет к формированию смешанных компаний, а также к завязыванию первых романтических отношений. Подростки помладше, как правило, выбирают партнеров, основываясь на социальном статусе; те, кто постарше, обращают внимание на такие характеристики, как личность или ценности, а также ищут позитивные способы разрешения конфликтов со своими партнерами.

Социальные роли могут устояться в процессе взросления, закрепив движение детей по траекториям: «популярный», «отвергнутый», «забытый». Это означает, что некоторые люди продолжают быть объектами травли (или травить других) в подростковом и даже во взрослом возрасте. При этом наличие хотя бы одной взаимной дружбы может защитить детей от последствий социального отторжения и других неприятных жизненных моментов.

Отношения со сверстниками в подростковом возрасте, как правило, являются более равноценными, чем отношения родителей и ребенка, а также дают возможность исследовать свою идентичность и получить эмоциональную поддержку. Связи с родителями остаются важными, и уверенность в своих привязанностях позволяет подросткам глубже исследовать новоприобретенную независимость. И все же эти отношения часто вырастают из более ранних связей. Эффекты первой связи проявляются даже во взрослом возрасте. Людям со стабильными привязанностями характерны большая уверенность в себе; они, как правило, более адаптированы, умеют заводить социальные связи, а также способны вступать в счастливые, долгосрочные романтические отношения. 

Перевод НВ

Изначально опубликовано на The Conversation. Републикация полной версии текста запрещена.

Больше мнений здесь

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Алана Джеймс   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.