25 февраля 2017, суббота

Герой нашего времени

комментировать
В стране появился новый образ — бойца-киборга, образ, который невозможно было представить себе еще три года назад

В стране появился новый образ — бойца-киборга, образ, который невозможно было представить себе еще три года назад

Пребывая в огне и дыме, Украина нуждается в новом голосе, сильном герое, способном на то, чего так хочется всем, — победить и ответить на вопросы. Он уже где‑то близко

Иногда думаешь: три года назад это была совсем другая страна. Затем начинаешь вспоминать, анализировать и понимаешь: да нет, страна была такой же. Не очень удобной, не очень приветливой, не очень эффективной. Мы были другими. С другими заботами, с переживаниями о других вещах. И как все изменилось в последнее время. Речь о поведении, чувствах, нервах, эмоциях. О языке, в конце концов. Ведь мы и говорим сегодня иначе — подыскивая слова, чтобы выразить то, что происходит вокруг, иногда ошибаясь в выборе, а иногда совершенно точно вынимая из всего потока необходимые составляющие.

Время в любом случае должно быть кем‑то ословлено, озвучено, оно нуждается в голосе. И неудивительно, что страна, пребывая третий год в огне и дыме, выискивает новых героев, новых персонажей, тех, кто способен если не дать ответы на вопросы, то хотя бы сформулировать сами вопросы. Неозвученность и непроговоренность всегда приводят к неврозам и хроническим опасностям. Конечно, можно жить с этими неврозами, судя по опыту предыдущих 25 лет нашей странной истории. Вот только заканчивается это все печально — предательствами и кровью.

Во время войны наличие четкого голоса и конкретного примера особенно важно. В условиях давления и балансирования человек не склонен рефлексировать, скорее — реагировать на простые и понятные слова, даже если ими не объясняется ничего нового. Так выстраивается общественный запрос на сильного героя, способного на то, чего всем так хочется, — победить. Естественно, первым на такой запрос отзывается агитпроп. С начала революции новостные сайты и телеканалы выхватывали из толпы лица и глаза мужчин, готовых к действию, готовых давать отпор и противостоять. С начала боев на Востоке эта картинка стала лишь выразительнее, зафиксировав новый образ для страны — бойца-киборга, образ, который невозможно было представить себе еще три года назад. Так же, как и невозможно было представить в нашей жизни волонтеров, госпитальеров, капелланов и саперов. И если их не было в реальной жизни, откуда им взяться в информационном или художественном пространстве?

Пропаганда опасна тем, что она бесплатна. Расплачиваться за нее приходится гораздо позже

Теперь они есть. Их фигуры слишком выразительны, а убеждения — слишком четки, чтобы их не фиксировать и не реагировать на них. Другое дело, что создание нового героя захватывает и убеждает лишь того, кто идеологически поддерживает этого героя. В конце концов, пропаганда (как и контрпропаганда) — лишь часть войны, развязанной в нашей стране теми, для кого наши герои таковыми не являются. Но универсальные герои бывают только в кино.

В реальной же жизни на каждого героя обязательно найдется антигерой. И создание нового негативного персонажа (скажем, “ху..ла”) тоже неотъемлемая часть военного времени. С “той стороны”, конечно, происходят свои процессы, и нашим героям в этих процессах места нет. К тому же там с новыми лицами определились уже давно и, похоже, надолго — еще с девяностых, с нового российского кино и в который раз обновленной советской истории. Да, возможно, это их проблемы, но нас они, так или иначе, касаются, поскольку в сфере их потенциального влияния — каждый украинский дом, где смотрят российское ТВ. То есть теоретически это затрагивает каждого. Ведь далеко не все способны отказаться от удобной и комфортной картины мира, предлагаемой в готовом виде. Пропаганда опасна тем, что она бесплатна. Расплачиваться за нее приходится гораздо позже.

Но вернемся к нашему новому герою, который сегодня где‑то совсем близко и которого сложно вписать в четкие пропагандистские границы.

Какой бы эффективной и убедительной пропаганда ни была, спрос ею не ограничивается. Вопросов и запросов у общества гораздо больше, чем можно разместить на рекламном плакате. Чего они касаются? Самоидентификации, гражданства, патриотизма. А еще — истории, языка, церкви. Справедливости, в конце концов. Всего того, что создает правила, по которым общество пытается жить. Допускаю, что в ближайшие годы появятся те, кто попробует найти ответы. Кто‑то резче и прямолинейнее, кто‑то — с сомнениями и колебаниями. Появление этих новых героев — вопрос времени. Они уже ходят по улицам. Дело за художественными романами, театральными сценами и кинотеатрами.

Колонка опубликована в журнале "Новое время" за 13 мая 2016 года. Републикация полной версии текста запрещена. 

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.