6 декабря 2016, вторник

Кнопка для всех. В чем смысл общественного вещания

комментировать
Общественное вещание создает интеллектуальное и информационное пространство
Фото: Администрации президента

Общественное вещание создает интеллектуальное и информационное пространство

Украина еще никогда не была так близка к созданию общественного вещания. Настолько близка, что стоит ответить на главный вопрос: зачем оно?

В чем смысл общественного вещания?

В том, чтобы частный коммерческий либо политический интерес не монополизировал всю власть над информационным пространством. Это рычаг влияния на повестку дня для страны. В лучшем случае общественное вещание позволяет обсуждать важные вопросы, в худшем — снижает способность частных игроков навязывать обществу то, что выгодно немногим, под видом того, что это интересно всем. Общественное вещание — средство против превращения олигархических войн в мыльные оперы для масс.

В украинских условиях большого перехода от ценностей выживания к ценностям самореализации (а это — общечеловеческий путь развития, в нашем случае совпадающий с европейской интеграцией) общественное вещание становится кислородом для идущих вперед. Оно создает интеллектуальное и информационное пространство, которое не смогло бы появиться естественным образом.

Для кого делаются программы на каналах общественного вещания?

Простой ответ — для всех. Но это не совсем так. Миссия общественного вещания направлена на все общество, но часто это взаимодействие со множеством малых групп. Например, новости общественных вещателей в ЕС и Северной Америке часто не настолько зрелищны, как у частных сетей, и как следствие, менее популярны. Однако наличие на соседней кнопке общественного вещателя достаточно эффективно сдерживает частные каналы от соблазна беспредельного конструирования альтернативной реальности: зритель всегда может сравнить освещение событий.

Это средство против превращения олигархических войн в мыльные оперы

При этом консервативность правил обработки информации и регламентированность процедур дает общественному вещанию больший уровень доверия, чем частным каналам. В прямой схватке частный канал обычно ярче, но не убедительнее. В любом случае, множество людей не будут регулярно включать общественное, однако они также в выигрыше. И это причина того, почему в случае с общественными вещателями имеет значение не их рейтинг, а уровень влияния на информационное пространство.

Общественно важные программы — как политические дебаты — не всегда пользуются популярностью у зрителей. Ценность общественного вещания не в том, что гражданин обязательно просмотрит такие дебаты, а в том, что у гражданина есть возможность доступа к такому контенту. Это похоже на больницу — она обычно нам не нужна. Но лучше, чтобы она была в зоне досягаемости.

Другой способ влияния на общество — создание контента для меньшинств. Мы часто предполагаем, что это религиозные или этнические группы. Не только. Одно из крупных меньшинств, не получающее информационный сервис надлежащего качества,— это современный украинский средний класс. Программы, ориентированные на людей молодого или старшего возраста, особые группы (например, ветеранов), на путешественников или книголюбов — это классический набор любого сильного общественного вещания.

Как общественное вещание влияет на остальных игроков информационного пространства?

Если коротко — то через свое бессмертие. Если представить себе собрание всех игроков, то общественное в идеальных условиях имеет преимущество — оно переживет каждого из собравшихся и, в конце концов, последнее слово будет за ним. Этот фактор хорошо осознается в развитых демократиях. Такая власть над рынком позволяет общественному вещанию устанавливать стандарты и рамки для всех его участников.

Однако в украинских условиях крупные олигархические СМИ четко осознают свою коммерческую неуязвимость. Ведь если крупный телеканал потеряет связь с рекламным рынком, на помощь всегда могут прийти сопряженные деньги из рынка политической коррупции, поскольку собственник захочет сохранить свой статус. Вложения в СМИ потом можно вернуть через ту же систему коррупции, а вот вернуть статус игрока с решающим голосом в случае потери уже не удастся.

В таких условиях у политиков из правящих коалиций всегда есть соблазн не позволить общественному вещанию стать самостоятельным. Именно поэтому происходящая в эти дни передача контроля над руководством бывшего государственного ТВ и радио от Кабмина к наблюдательному совету (8 представителей от политиков и 9 — от общественных организаций) — ключевой фактор тактической независимости общественного вещания.

Какие риски нас ждут впереди?

Общественное вещание открывает огромные возможности. Но его существование — как езда на велосипеде: чтобы не упасть, нужно постоянно крутить педали. Общественное вещание будет работать при условии добросовестного и профессионального менеджмента и творческих кадров, надлежащего финансирования, независимости от властей или оппозиции, поддержки зрителей и слушателей. В конечном итоге это телевидение и радио не только для тех, кто наверху.

Колонка опубликована в журнале Новое время за 6 ноября 2015 года. Републикация полной версии текста запрещена

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.