4 декабря 2016, воскресенье

Почему Украине не стоит отказываться от Минских соглашений

комментировать
Между первыми и вторыми Минскими соглашениями Украина не знала ни одного мирного дня

Между первыми и вторыми Минскими соглашениями Украина не знала ни одного мирного дня

Неудивительно, что многие в Украине считают договоренности в Минске бесперспективными, требуя отказаться от них. Но такой подход будет серьезной ошибкой

Как правило, украинские дискуссии о войне с Россией сводятся к обсуждению двух документов: Будапештского меморандума и Минских соглашений. Комментарии по ним умны и проницательны, однако опускают важную взаимосвязь между ними. Во-первых, недостатки этих документов отражают политическую слабость подписавших их западных держав. Во-вторых, Минские соглашения и более широкий переговорный процесс, последовавший за ними, являются попыткой Запада выполнить свои обещания по Будапештскому меморандуму. Минский процесс крайне важен для того, чтобы заставить Москву остановиться в Донбассе.

Согласно Будапештскому меморандуму 1994 года, Украина отдала свое ядерное оружие в обмен на гарантии России, Британии и США провести консультации в случае нарушения ее территориальной целостности и суверенитета. Когда в марте 2014 года Россия аннексировала Крым, Украина с разочарованием обнаружила, что единственным результатом «консультаций» по Будапештскому меморандуму стало введение ряда незначительных санкций – достаточно слабый ответ Запада. Даже после того, как Москва начала гибридную войну в Донбассе, были введены лишь ограниченные санкции. И только после того, как в июле 2015 года российской ракетой был сбит малазийский авиалайнер, Европейский Союз последовал примеру США и ввел суровые санкции в отношении энергетического и финансового секторов экономики России.

Украина не раз разочаровывалась по поводу Минских соглашений. Первое минское перемирие в сентябре 2014 года предотвратило разгром украинских сил под Иловайском, но так и не положило конец боям. Между первыми и вторыми Минскими соглашениями Украина не знала ни одного мирного дня. На протяжении этого времени погибли сотни украинских солдат, Москва захватила еще больше украинских территорий.

Украинские лидеры должны понять, что их европейские партнеры также ограничены в своих возможностях

Наступление Москвы под Дебальцево в январе 2015 года побудило ЕС инициировать новый раунд переговоров, приведший к подписанию второго перемирия. Вместе с тем, условия соглашения заметно ухудшились. Во-первых, Минск-2 позволяет руководителям ДНР и ЛНР иметь собственные вооруженные силы. Во-вторых, требует от Украины провести конституционную реформу, которая обеспечит  автономность ДНР и ЛНР (Москва считает, что это даст данным регионам право вето в вопросах национальной безопасности Украины). В-третьих, говорит о проведении выборов в оккупированных Кремлем регионах до того, как Украина восстановит контроль над своей границей с Россией.

Иными словами, Москва была вознаграждена за ежедневные нарушения первого Минска. Вместо введения дополнительных санкций Россию поощрили более предпочтительными для нее условиями. Однако после подписания вторых Минских соглашений бои все равно не прекратились. ДНР и ЛНР присоединили еще две сотни квадратных километров территории. И в это же время ЕС давит на Украину с тем, чтобы та приняла закон для ДНР/ЛНР.

Вдобавок Минск исключает Соединенные Штаты из дипломатического процесса, призванного остановить войну. Неудивительно, что многие в Украине считают Минск бесперспективным. По их мнению, Украина не обязана принимать закон о местных выборах. Стране стоит отойти от Минских соглашений и требовать новой рамки переговоров.

Но такой подход будет серьезной ошибкой. Возможно, историки и обозреватели могут позволить себе роскошь обсуждать слабость западной дипломатии, но у руководства Украины такой роскоши нет.

Украинские лидеры должны понять, что их европейские партнеры также ограничены в своих возможностях. Немецкий канцлер Ангела Меркель была опорой политики санкций ЕС. Она сумела удержать французского президента Франсуа Олланда и остальную часть ЕС в рамках этой политики. Однако ее успех нельзя воспринимать как само собой разумеющийся факт. Референдум в Голландии, когда избиратели проголосовали против торгового соглашения с Украиной, а также голосование французских Национальной ассамблеи и Сената за резолюцию по отмене санкций против России – свидетельствуют о том, что ЕС не в том положении, чтобы вести более сильную политику. А выход Британии из ЕС еще больше ослабил лагерь тех, кто ратует за продолжение санкций против России.

К счастью, политика санкций ЕС и США в сочетании с наращиванием военной поддержки со стороны западных стран может быть достаточной для того, чтобы помочь Украине, в конце концов, победить на востоке. С падением цен на энергоносители и введением санкций ВВП России снизился на 3,7% в 2015 году и на 1,4% в первые месяцы 2016 года. В 2015-м уровень жизни России упал на 9,5%, ухудшение этого показателя ожидают и в этом году. Больше года Москва доказывала, что санкции никак на нее не повлияли, однако теперь признает их воздействие и призывает к отмене ограничений.

Более того, есть основания полагать, что Москва осознает провал своей политики в Украине. После начала российской интервенции в Сирии Украина престала быть основным сюжетом российских СМИ, и это дает Кремлю большее пространство для маневра в урегулировании данного кризиса. В дополнение к минскому переговорному процессу топ-советник Кремля Вячеслав Сурков, начиная с января текущего года, регулярно встречается с помощником госсекретаря США Викторией Нуланд. Согласно сообщениям, эти встречи проходят в более конструктивном русле, нежели минские переговоры, в частности, на них обсуждаются серьезные идеи, которые могут помочь прекратить войну в Донбассе.

Администрация Обамы, ранее называвшая войну Кремля в Украине региональным кризисом, сегодня проявляет больший интерес к поиску решения данного конфликта. Советник президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс ранее в этом месяце отметила, что конфликт в Донбассе, возможно, будет решен до завершения срока полномочий администрации Обамы. Можно предположить, что верхушка Вашингтона активнее поддерживает дипломатические усилия неутомимой Нуланд.

И все же это не значит, что Москва решила отступить. Но вышесказанное свидетельствует о том, что западные санкции остаются в силе, западные лидеры по-прежнему требуют от Кремля имплементации Минских соглашений в обмен на облегчение санкций; что внутренние вызовы для Путина растут, а роль США в переговорах становится заметнее.

Украинские лидеры, безусловно, понимают, что им не стоит упустить этот благоприятный момент, отказавшись от Минска. Они также понимают, что для сохранения санкций необходимо быть открытыми к принятию закона о выборах в ЛНР и ДНР, который защитит интересы Украины. Будем надеяться, что те украинские политики, которые напрямую не связаны с внешней политикой страны, также это понимают.

Перевод НВ

Новое время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Джона Хербста. Републикация полной версии текста запрещена.

Оригинал опубликован на Atlantic Council

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.