4 декабря 2016, воскресенье

Мне не нужен английский

комментировать
Социальная реклама вместо импульса к изучению английского языка сеет в обществе раздор

Несколько дней назад, возвращаясь домой, я увидел ситилайт з надписью «Мне не нужен английский. Сергей, 35 лет, водитель маршрутки». Как и многие другие, вначале я подумал, что это неудачная реклама курсов английского, но внизу красовался знакомый желто-голубой логотип Украина Speaking.

«Это слишком тупо, чтобы быть правдой», - мелькнула мысль. Но реальность беспощадна. Это социальная реклама, цель которой - мотивировать миллионы украинцев изучать английский язык.

В течение нескольких дней в соцсетях появилось несколько резонансных постов, общая идея которых такова: реклама Україна Speaking делит людей на сорта, дискриминирует их по социальному статусу, является ярким примером того, что Оксана Забужко метко назвала «социальным расизмом».

Уничижительными являются и два других варианта рекламы – «Без английского можна жить * на минимальную зарплату» и «Мне не нужен английский * меня уволят по сокращению».

Только вдумайтесь. В прогосударственной социальной рекламе объектом насмешки является нищенская зарплата, которой государство обеспечивает своих граждан. Почему мне предлагают презирать людей, получающих минимальную зарплату? А это далеко не грубоватые маршрутчики, а зачастую учителя, медсестры и госслужащие, которые выносят на своих плечах бремя неэффективности нашего Левиафана. Импульс к какому действию я должен получить?

 После двух дней безответных обращений к инициативе по официальным каналам с вопросами «Почему? Кто? За чей счет?», в пятницу вечером на критику ответили постом в Facebook: «Ми переконані, що соціальна реклама має ефект лише в тому випадку, коли провокує. Саме тому нами було прийнято рішення зробити провокативну рекламну кампанію, орієнтовану на молоде покоління. Ми хотіли викликати дискусію, ще раз підняти проблему низького рівня вивчення іноземних мов. І нам це вдалося. Ми хотіли примусити українців мислити критично. Думати».

Несомненно, дискуссию реклама подняла, но последует ли за ней повышенный интерес к английскому? Проще говоря, заставит ли она человека, не учившего английский, взять в зубы учебник и просиживать вечера за ним, а не за бутылкой пивка? Конечно, нет. Реклама заставляет ухмыльнуться и подумать: «хорошо, что они живут в говне, я лучше их, я молодец». И английский тут ни при чем.

Сама креативная идея - не самая удачная копия легендарной рекламы The Economist. Проблема тут в том, что успешный рекламный кейс специализированного бизнес-издания попытались наложить на многогранность 40-миллионого переходного общества. Средний украинец не склонен к самоиронии и рефлексии, в отличие от ловкого бизнес-дельца, пролистывающего страницы глянцевого журнала. Разозлить и обидеть усталого украинца легко, заставить его конструктивно задуматься – задача посложнее.


Я не читаю The Economist. Интерн, 42 года
Я не читаю The Economist. Интерн, 42 года


На выходе вместо провокации уровня The Economist или Benetton получаем пресную пародию. Те, кто считает соотечественников тупым быдлом, удовлетворенно кряхтят в своем ограниченном успешном мирке. Забитым социальными проблемами украинцам некогда тратить на это свое время.

Кто?

Через день после предыдущего заявления, появился другой пост, в котором Україна Speaking «ткнула пальчиком» в агентство Creative Detective: мол, они придумали все это. Я считаю, что не важно, кто создал идею, кто вывесил борды, а кто разместил контент в сети. Ответственность лежит на руководстве проекта, одобрившем сомнительную концепцию.

Главный прокол креативщиков – исходная позиция: украинцы не изучают английский, потому что не хотят, потому что дураки и слабаки. Из-под рей-бенов работников творческого агентства не виден контекст проблемы. Низкий уровень преподавания, отсутствие государственной политики в сфере языка и недостаток возможностей на местном уровне изучать английский качественно и за вменяемые деньги.

Креативный концепт лелеет в маленьком украинце самое мерзкое - желание превосходства

Дайте удочку, а не заставляйте ненавидеть тех, кто не ловит рыбу. Создайте равные условия, мотивируйте, объясните, что английский – это элементарно, как читать и писать, и современно, как пользоваться интернетом.

Вместо этого креативный концепт лелеет в маленьком украинце самое мерзкое - желание превосходства. Вон, у него хата кривая, денег мало, дети глупые, а я живу чуть лучше, и слава богу. Вместо дискуссии о языке и эмпатии получаем злостный смешок над соотечественниками, которые не смогли, не успели, не потянули.

И это в стране, раздираемой войной, экономическим кризисом, клептократической госсистемой. И вновь речь совсем не об английском.

За чей счет?

Из личной коммуникации с представителем Украина Speaking и официальных заявлений удалось узнать, что бюджетные деньги на кампанию не тратили, только донорско-спонсорские. Кроме того, Creative Detective разработали концепцию «Мне не нужен английский» бесплатно, поэтому конкурса на креативную идею не проводили.

Это распространенная ситуация. Донорские проекты в основном не подразумевают оплаты креативных услуг, поэтому социальный креатив в стране часто бесплатный и, соответственно, крайне слабый.

Получается странная ситуация. Запустили плохую социальную рекламу с бесплатной идеей. Вроде бы никто не пострадал, но в костер несостоятельности институтов страны подлили еще масла. Курируемая государством программа при поддержке частных инициатив тратит донорские средства на проект, который не несет никакой ценности обществу. В итоге выходит: «сделали фигню, извините, но не за ваши деньги, так что не спорьте». И на том спасибо, конечно.

Хорошая социальная реклама бьет прямо в сознание и понятна каждому, не нуждается в объяснениях. Кампания Украина Speaking деструктивна, непонятна и не выполняет первичной функции. Чтобы понять всю глубину ироничного креатива, желательно посмотреть 3-х минутный видеоролик и прочитать пресс-релиз. Будет ли простой украинец тратить на это время?

Украина Speaking делает много классного - тренинги, показы фильмов в оригинале, собирает возможности для изучения языка. Но это все пока доступно лишь небольшой когорте прогрессивных Facebook-юзеров, которые в большинстве своем и так владеют английским. Выход «государственного плана действий по популяризации английского языка» во всеукраинское поле закончился фиаско. 

Очень горько, что отличная возможность дать импульс к изучению языков тормозит с самого старта из-за провальной рекламы. Это тот случай, когда скупой платит дважды, только на кону - европейское будущее страны.

 «Ми не можемо змінювати геополітику, але ми можемо використовувати головне багатство країни – людський капітал», - говорится в пресс-релизе кампании. Очень жаль, что в новой соцрекламе человеческий потенциал Украины грубо унижают, а не умело холят и развивают.

Очень хочется, чтобы антисоциальная реклама пропала с улиц европейского Киева. Нужно писать об этом Украина Speaking всеми доступными способами, ведь мы заслуживаем лучшего и можем больше.

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Александр Гуменюк   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.