30 апреля 2017, воскресенье

Три главных принципа революции в образовании

комментировать
Личная, но поучительная история о том, как превратить недостатки украинской системы образования в достоинства

Реформы в Украине превратились в buzzword: о них постоянно говорят, изменений ждут во всех сферах, а их востребованность — выше, чем когда‑либо. При этом реформы воспринимаются в качестве быстродействующего лекарства, которое немедленно поставит больного на ноги. Но в нашем случае пациент болен давно, ему нужен долгий и даже болезненный процесс реабилитации, зависящий не столько от лекарств, сколько от усилий самого пациента.

Продолжая медицинскую аналогию, можно сказать, что реформы в образовании — педиатрия. Изменения в этой сфере закладывают основу здоровья общественного организма, а значит, требуют особой деликатности и ответственности. Так же, как и лечение маленьких пациентов.

Недостатки украинского образования известны. О них часто спорят. Это и чрезмерная академичность, и оторванность знаний преподавательского состава от реальных потребностей рынка труда, коррупция и неумение работать в конкурентной среде. Например, в западно-украинском контексте стремительно увеличивается предложение польских университетов, вскоре отечественным вузам придется бороться за студента не только между собой, но и на международном уровне.

Важно найти тех, кто способен проводить реформы, создать команду

Иногда речь идет о комбинации сразу нескольких недостатков. Но я хочу сосредоточиться не на них, а рассказать о личном опыте, который, надеюсь, откроет для реформаторов в области образования определенные перспективы.

Пройденный мною путь в сфере украинского высшего образования заключался не в реформировании существующих систем, а в поиске альтернативы. Когда появилась задача восстановить богословское образование в Украине и основать Украинский католический университет, я без раздумий принял предложение Блаженнейшего Мирослава Ивана Любачивского взяться за это. Я мечтал о подобном вызове, будучи семинаристом в Риме или докторантом в Гарварде.

Мы начинали с нуля — без материальной базы, преподавателей, программ, без студентов и финансов. С одной стороны — колоссальные проблемы, с другой — большой плюс.

Во-первых, когда у тебя ничего нет, тебе нечего терять. Ты свободен и готов к любому подвигу. Во-вторых, признаюсь честно, поначалу мало кто серьезно воспринимал проект университета. Что также добавляло свободы: если вас не принимают всерьез — не помогают, но и не препятствуют. К тому же нет чрезмерных ожиданий, как в случае с реформами, когда всеобщее внимание к ним является дополнительным грузом для реформаторов.

Как при помощи создания учебного заведения переосмыслить, что вообще означает система высшего образования в постсоветской, постиндустриальной Украине, являющейся мультиконфессионной и многонациональной частью глобального мира? Какой вклад может сделать наш смелый творческий поиск в понимание того, чем может стать в стране современный университет?

Наша методология заключалась в том, чтобы видеть более широкую перспективу. Многие вещи удавались, поскольку мы даже не допускали возможности неудачи. Например, сейчас точкой дифференциации называют отсутствие коррупции. Мы в свою очередь даже не допускали возможности коррупции. Почему она должна быть?

Для настоящих изменений нужны время, примеры и опыт. Время сейчас ограничено, в лидерстве кризис, а энтузиастам не хватает практики.

История Украинского католического университета показывает, что любой недостаток можно превратить в достоинство: ограниченное время позволяет быстро увидеть результат, кризис систем и лидеров помогает рождаться новым, а отсутствие опыта — само по себе преимущество, поскольку вы не подозреваете о том, что это невозможно, и просто двигаетесь вперед.

Я верю в силу людей и структур. Люди создают структуры, а структуры внедряют изменения. Важно найти тех, кто способен проводить реформы, создать команду. Теоретических наработок, возможно, несовершенных, но хорошо проанализированных, достаточно. Но вот есть ли люди, готовые их воплощать в жизнь и брать на себя за это ответственность?

Кроме того, необходимо лелеять понимание болезненных аспектов реформ, объяснять их. Это важно для всех отраслей. В процессе перемен нужно коммуницировать. Высокие ожидания сменятся разочарованием, если украинцы не поймут суть реформ.

Реформа в сфере образования тесно связана с другими отраслями, поэтому не должна проводиться в вакууме. Понимая вызовы, стоящие перед системой образования, важно видеть широкий контекст, а не только постсоветские обстоятельства независимой Украины. Мы часто размышляем в условиях ограниченного мира, но это — подход вчерашнего дня. Сегодня, как никогда, нужно понимать и ощущать взаимосвязь всего — и людей, и систем. 

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Борис Гудзяк   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.