21 ноября 2018, среда

Эффективная школа – какая она?

1 комментировать

Как сделать украинскую систему образования эффективной

Образование сейчас действительно приоритет. Реформа школы началась уже в 2018‑м и была поддержана финансово. Впервые в этом году мы передали 1 млрд грн субвенций на места, чтобы дети могли учиться новому содержанию в новых условиях. Сразу скажу, что освоение этих денег идет сложно: на сегодня потрачено чуть более 60 % — у местных властей явно не хватает менеджерских навыков для проведения тендеров и работы с этими средствами.

В бюджете-2019 на обновление образовательной среды также заложен 1 млрд грн, и это направление мы будем продолжать развивать. Если у нас будут остатки, мы станем вкладывать их в школьные автобусы, в переоборудование естественно-математических кабинетов.

Очень важно сейчас мотивировать учеников к изучению точных и естественных наук. Данные последней вступительной кампании показывают, что есть проблемы с запросом абитуриентов на технические направления образования. Это нужно исправлять.

Очень важно сейчас мотивировать учеников к изучению точных и естественных наук

Формула “деньги идут за учеником”

Есть небольшая часть детей, которые учатся в частных образовательных учреждениях. И среди этих школ существуют не только элитарные. Очень часто родители отдают ребенка в частное образование из‑за необходимости определенной альтернативы. Например, ребенок может иметь какие‑то особые потребности. И деньги родителей-налогоплательщиков, заложенные в государственное образование, в таком случае остаются нереализованными для этого ребенка. Поэтому с нового года рассчитанная на ученика минимальная сумма — около 80 % от того, что закладывается на обучение в госшколе, — пойдет за ним в школу частную. Мы совместно с Минфином разрабатываем механизм, как это будет происходить, — будут ли эти деньги заходить в частную школу напрямую или возмещаться родителям.

Этот принцип также коснется детей с инвалидностью и особенными потребностями. У нас есть инклюзивное образование и появится инклюзивная субвенция: если такой ребенок приходит в школу, на его обучение будет выделяться больше средств, чем на обучение обычного школьника.

Три основы эффективности школы

Первое — достаточная продолжительность обучения. У нас учебное время, за которое дети получают полное среднее образование, кратчайшее в Европе. И самые большие каникулы. Понятно, что в такой короткий период вжимается огромное количество материала. Этот вопрос мы решаем — реформа новой украинской школы предусмотрела переход на 12‑летнюю систему обучения.

Во-вторых, важно качество обучения, а это всегда совместное действие. Ребенок, особенно в старших классах, должен быть готов самостоятельно работать над материалом, а учитель — подбирать те методики, которые максимально эффективны. В новом законе об образовании мы прописали автономность учителя в выборе методик обучения, последовательности тем и времени на их усвоение.

Кроме того, это в‑третьих, мы забрали у органов местного самоуправления функцию педагогического надзора над учителем. Теперь такой надзор — компетенция органов Госслужбы качества образования. Это освобождает учителя от возможных манипуляций или давления со стороны местных отделов образования и делает более эффективным в своей деятельности.

Текст записан в рамках интервью Лилии Гриневич для Радио НВ

Журнал НВ
по специальной цене

Подписка на журнал Новое Время до конца ноября дешевле на 100 грн! Подпишитесь сейчас на 12 месяцев всего за 559 грн.

Оформить подписку
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Мнения   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.