19 августа 2017, суббота

Зарплаты по-прежнему будут платить в конвертах

комментировать
Почему снижение единого социального взноса не принесло ожидаемых результатов

Углубление кризисных явлений в национальной экономике привело к усилению ранее имеющихся диспропорций относительно легкости ведения бизнеса в стране, особенно в части взаимодействия с государственным аппаратом, в частности в процессе выполнения государством фискальной функции. Длительная дискуссия в экспертной среде завершилась выводом о том, что главным бременем для отечественной экономики является высокая фискальная нагрузка на фонд оплаты труда.

Как следствие, активный рост теневого сегмента национальной экономики и высокая фискальная загрузка на фонд оплаты труда на предприятиях привели к тотальному распространению практики выплаты заработной платы без официального ее декларирования. В связи с многочисленными жалобами бизнеса и снижением эластичности поступлений в Пенсионный фонд при расширении базы украинское правительство в феврале текущего года начало постепенное снижение фискальной нагрузки на фонд оплаты труда предприятий. В частности, впервые за долгие годы власть снизила нагрузку на фонд из-за уменьшения ставки единого социального взноса почти вдвое – с 41% до 22%.

В результате проведенных изменений существенно сократились поступления от уплаты данного вида фискального инструмента, который является основным источником наполнения Пенсионного фонда Украины. Кроме того, на сокращение поступлений также повлияло и снижение деловой активности в стране, что отразилось на сокращении количества плательщиков единого социального взноса. Однако данные финансовые ресурсы остались в распоряжении бизнес-структур, что соответственно снизило процент перераспределения валового внутреннего продукта через государственные финансовые фонды.

Бизнес направил ресурс, полученный от снижения социального взноса, на инвестиционные расходы и развитие

Если подробнее рассмотреть снижение единого социального взноса с 38% до 22% в среднем (или снижение на 42% к исходному значению), то следует отметить, что поступления данного фискального платежа сократились меньше, чем произошло снижение ставки взыскания – на 28,4% по результатам первых девяти месяцев 2016 года. Тем не менее для выявления «чистого эффекта» снижение поступлений соответствующего показателя нужно оценить за период февраль-сентябрь, поскольку январь считается переходным периодом в течение которого действовали две ставки.

Кроме того, стоит отметить также и рост среднего уровня номинальной заработной платы в стране на 20-25%, что происходит в результате повышения минимальных зарплат и витков инфляции. В частности, в сентябре 2015 года была на 13,1% повышена минимальная зарплата (с 1218 до 1378 грн.). В мае 2016 она была повышена еще на 5,2% (с 1378 до 1450 грн.).

В результате, если откорректировать официальные данные по снижению поступлений единого социального взноса на значение роста минимальной заработной платы и динамики поступлений в январе текущего года, то чистый эффект сокращения поступлений единого социального взноса составляет 42%, что эквивалентно падению ставки налогообложения. К этому также стоит добавить и расширение базы налогообложения за счет увеличения максимальной суммы, с которой изымался единый социальный взнос с 17 минимальных заработных плат (МЗП) до 25 МЗП.

Ряд аргументов в пользу снижения единого социального взноса сводились к необходимости улучшения инвестиционного климата в стране, открытия новых предприятий и создания дополнительных рабочих мест. Однако этого не произошло, поскольку основной преградой для такого рода позитивных сдвигов продолжает оставаться коррумпированность государственных структур. В частности, относительно прозрачности ведения бизнеса Украина находится на 130 месте в мире из 168 стран. Предположение относительно роста прибыли в результате снижения единого социального взноса тоже не подтвердилось. Очевидно, бизнес направил ресурс, полученный от снижения, на инвестиционные расходы и развитие.

Вместе с тем, на прибыльность предприятий больше влияет стабильность национальной денежной единицы; в частности, постепенная девальвация гривни и дальше будет содействовать наращиванию убыточности деятельности субъектов хозяйствования в Украине. В 2015 году зафиксированы убытки в размере 180 млрд. грн., которые сложно погасить за счет снижения поступлений по единому социальному взносу на 40 млрд. грн.

Таким образом, легализации конвертных зарплат лишь одним снижением ставки единого социального взноса достичь не удалось из-за системных проблем в экономике Украины и высокого уровня недоверия к властным институтам с стороны населения и бизнеса.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.