9 декабря 2016, пятница

Черная дыра украинских реформ

комментировать
Почему изменения в стране так и не коснулись сферы природопользования

Начало нового политического цикла в новейшей украинской истории (первая половина 2014) отмечалось многочисленными реляциями новоиспеченных руководителей страны о необходимости проведения реформ. При этом в Украине функционируют сегменты общественных отношений, где до сих пор рудименты командно-административной системы хозяйствования определяют перераспределение ликвидных активов, де-юре находящихся в общенародной собственности, а де-факто – под патронатом руководителей государственных управленческих структур. Речь идет о системе управления природными ресурсами и охраной окружающей среды.

Такая ситуация является следствием того, что украинское государство, начиная с 90-х годов прошлого века, откладывало решение экологических проблем до лучших времен. Потому и экологическая компонента не стала весомой составляющей рыночных реформ, которые реализовывались в Украине, что привело к значительным институциональным разрывам между системой товарно-денежных отношений и публичным природно-ресурсным сектором, сузило спектр источников, форм и методов инвестиционного обеспечения природоохранных проектов.

Не стал образцом для подражания среди украинских реформаторов всем хорошо известный «Новый курс» президента США Франклина Рузвельта, который предполагал наряду со стабилизацией банковской системы и формированием эффективной модели помощи безработным реализацию масштабных проектов облесения и благоустройства лесов в отдаленных районах, а также создание государственной корпорации по реализации проекта экономического и экологического возрождения отдельных районов в долине реки Теннеси.

Существующая в Украине вертикаль государственного управления природопользованием представлена рядом министерств и ведомств, которые реализуют государственную политику в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. При этом одни агентства, в частности Государственное агентство лесных ресурсов Украины, координируются Министерством аграрной политики и продовольствия Украины, а другие, в частности, Государственное агентство водных ресурсов Украины, – Министерством экологии и природных ресурсов Украины.

Украинское государство еще с 1990-х годов откладывало решение экологических проблем до лучших времен

Такой формат свидетельствует об отсутствии единого центра координации использования природной составляющей национального богатства и углубляет секторальные противоречия при освоении природно-ресурсного потенциала, что в своей основе несовместимо с принципом интегрированного управления природными ресурсами, задекларированном в природоохранных директивах Европейского Союза. При сохранении нынешней вертикали государственного управления природными ресурсами и охраной окружающей среды имплементация природоохранных директив ЕС станет очередным «фарсом» наподобие создания в свое время Государственного агентства экологических инвестиций Украины, которое на данный момент находится в стадии ликвидации.

Одним из основных недостатков существующей системы государственного управления природными ресурсами и охраной окружающей природной среды является индифферентное отношение ее представителей к привлечению частных инвестиций в воспроизводство природно-ресурсного потенциала и модернизацию объектов природоохранной инфраструктуры. Основными источниками финансирования природоохранных проектов сегодня в Украине являются собственные средства предприятий и организаций, а также средства Сводного бюджета Украины. В целом в динамике капитальных инвестиций на охрану окружающей среды наблюдается восходящий тренд: в 2004 году объем капитальных инвестиций составлял 1835,5 млн. грн., в 2008 – 3731,4 млн. грн., в 2015 – 7675, 6 млн. грн (см. рис. 1). Если проанализировать динамику капитальных инвестиций в сопоставимых ценах 2001 года, то значительного роста не наблюдается. Это связано с тем, что увеличение суммы инвестиций в охрану окружающей среды было обусловлено их индексацией в связи с инфляционными процессами, а не существенным увеличением реальных объемов инвестирования.


Капитальные инвестиции в охрану окружающей среды и их удельный вес в общем объеме капитальных инвестиций в экономику Украины (рассчитано по данным Государственной службы статистики Украины)
Капитальные инвестиции в охрану окружающей среды и их удельный вес в общем объеме капитальных инвестиций в экономику Украины (рассчитано по данным Государственной службы статистики Украины)


Ситуация, которая сложилась в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, требует существенного увеличения объемов капитальных вложений в техническое переоснащение, реконструкцию и модернизацию природоохранной инфраструктуры, а также индустрии добычи и первичной переработки природного сырья. Положительно решить данную проблему удастся путем реальной имплементации соглашений государственно-частного партнерства в сфере природопользования, которые сделают подразделения системы государственного управления не только контроллерами, и де-факто распорядителями государственных и коммунальных природных и природно-хозяйственных активов, а и непосредственными участниками отношений общего с предпринимательскими структурами временного использования природных благ и объектов природоохранной инфраструктуры на основе распределения рисков и ответственности, идентификации обязательных платежей, осуществляемых частными партнерами в бюджеты разного уровня.

Именно формат использования природных ресурсов и объектов природоохранной инфраструктуры на основе соглашений государственно-частного партнерства позволит сохранить их в реальной собственности государства и территориальных общин, а благодаря участию частных партнеров решит проблему привлечения необходимого объема инвестиций. К сожалению, нынешняя редакция закона Украины «О государственно-частном партнерстве» к сферам применения партнерских отношений между государством (территориальной общиной) и частным партнером в сфере природопользования и охраны окружающей среды относит только сбор, очистку и распределение воды; обеспечение функционирования оросительных и осушительных систем; обращение с отходами, кроме сбора и перевозки.

Время доказывает необходимость расширения спецификации сфер применения государственно-частного партнерства в природопользовании за счет лесных и лесохозяйственных активов, а также минимально-сырьевых ресурсов, в том числе добычи янтаря. Устранение рецидива янтарных войн в ряде областей Украины напрямую связано с темпами имплементации соглашений государственно-частного партнерства, которые должны предусматривать передачу земель лесного фонда во временное пользование операторам добычи янтаря на основе взыскания рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых.

В последние годы значительное количество политиков и общественных деятелей с целью убеждения широких масс населения в бесперспективности реализации отдельных проектов общенационального масштаба используют термин «черная дыра». Природоохранная сфера в Украине до тех пор будет оставаться «черной дырой», пока не пройдет трансформация дирижистской модели управления природопользованием в современную конструкцию регулирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, основанную на аппроксимации частной инициативы к общегосударственным, региональным и локальным приоритетам воспроизводства природно-ресурсного потенциала.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.