25 июня 2017, воскресенье

Бензиновый кризис: куда смотрит государство

комментировать
Нам нужно преодолеть многолетний синдром зависимости от импорта нефтепродуктов и возродить отечественную нефтепереработку

Одним из наиболее четко выраженных отличий новейшего украинского государства от передовых государств мира является постоянная и всесторонняя защита интересов представителей крупного капитала даже в случаях, когда это негативно влияет на благополучие широких масс населения, в том числе и на эффективность деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Проявлением государственного протекционизма деятельности крупных предпринимательских структур является политика регулирования отечественного рынка нефтепродуктов.

Нефтепродукты являются одной из основных составляющих материальных ресурсов, необходимых для функционирования подавляющего большинства субъектов производственно-хозяйственной деятельности, и уровень цен на них в значительной мере определяет ресурсоемкость продукции, а значит и ее конкурентоспособность. Ярким примером лоббирования государством интересов крупных торговцев нефтепродуктами является отсутствие успешной реализации программ поддержки отечественной нефтепереработки. Случилось так, что Украина, имея достаточно мощную материально-техническую базу переработки нефти, превратилась в одного из крупнейших импортеров нефтепродуктов (нефтеперерабатывающая промышленность Украины представлена семью нефтеперерабатывающими заводами, перерабатывающая мощность которых составляет 80-90 млн. т. сырой нефти ежегодно).

Низкий уровень загруженности мощностей на отечественных нефтеперерабатывающих предприятиях, за исключением Кременчугского, привел к тому, что страна находится в значительной зависимости от импорта нефтепродуктов, что наряду с крупными объемами ввоза природного газа углубляет энергетическую зависимость страны в целом. Такая ситуация является следствием бездеятельности профильного министерства, которое в свое время упустило из виду приоритеты модернизации отечественной нефтепереработки, сформировав тем самым благоприятную почву для посредников на рынке нефтепродуктов и создав на годы вперед весомую статью импорта, которая так или иначе углубляет сырьевую рецессию национальной экономики и является постоянным фактором дефицита платежного баланса.

Более того, импортные нефтепродукты являются неподъемными в достаточном объеме для большинства субъектов малого и среднего предпринимательства, что также подрывает потенциал занятости населения и углубляет монополизацию базовых рынков. Одной из причин низкой конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий и личных крестьянских хозяйств является как раз высокая цена на нефтепродукты, что усиливает гегемонию вертикально интегрированных предпринимательских образований холдингового типа и углубляет социальные проблемы села.

Свидетельством плачевного состояния в отечественной нефтеперерабатывающей индустрии является снижение объемов первичной переработки нефти, производства моторного бензина и дизельного топлива для автомобильного и железнодорожного транспорта. В 1990 году объем первичной переработки нефти составлял 59 млн. т., в 1995 – 16,9 млн. т (внимание: середина 90-х годов – дно экономического кризиса), в 2000 – 9,1 млн. т., в 2004 – 22,0 млн. т., в 2007 – 13,9 млн. т., в 2014 – 2,8 млн. т (рис. 1).

В итоге объем первичной переработки нефти в 2014 году по сравнению с 1990 снизился в 21 раз, с 1995 – в 6 раз, с 2008 – в 3,6 раза. Рост объемов первичной переработки нефти имел место в 2000-2004 годах, когда наблюдался общий подъем национальной экономики. К сожалению восходящий тренд не сохранился в последующие годы, хотя период макроэкономической стабильности 2000-2008 годов давал возможности обеспечить модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей.

Рис. 1. Объемы первичной переработки нефти, производства моторного бензина и дизельного топлива для автомобильного и железнодорожного транспорта (рассчитано по данным Государственной службы статистики Украины)

Подобная тенденция также наблюдалась в динамике производства моторного бензина и дизельного топлива для автомобильного и железнодорожного транспорта. Объем производства моторного бензина в 2014 году по сравнению с 1990 снизился в 12 раз, 1995 – в 4,2 раза, 2008 – в 4,5 раза. Дизельного топлива для автомобильного и железнодорожного транспорта в 2014 году по сравнению с 1990 производилось меньше в 15,8 раза, 1995 – в 5,3 раза, 2008 – в 4,6 раза.

Из рис. 1 видно, что обвальное падение объемов первичной переработки нефти, объемов производства бензина моторного и дизельного топлива для автомобильного и железнодорожного транспорта началось в 2010 году, а не в 2008 году. То есть не прослеживается прямая зависимость между началом экономического кризиса и новой волной упадка отечественной нефтепереработки. Причину интенсификации кризисных явлений в отечественной нефтепереработке следует искать в плоскости применения регуляторных мер, в том числе и протекционистских.

Так случилось, что торговля импортными нефтепродуктами стала одним из самых прибыльных видов бизнеса на фоне масштабной стагнации отечественной нефтепереработки, а приоритеты инвестирования в модернизацию материально-технической базы нефтеперерабатывающих предприятий отошли на второй план. Более того, в топливно-энергетическом комплексе уже давно сформировался высокий уровень концентрации финансовых ресурсов, что при большом желании давало возможность обновить основной капитал украинской нефтепереработки и уменьшить зависимость от импортных поставок нефтепродуктов.

За период с 2001 по 2008 год в целом наблюдался рост капитальных инвестиций в производство кокса и продуктов нефтепереработки. Но начиная с 2009 и заканчивая 2015 годом объемы финансирования капитальных инвестиций в названной сфере сократились в 3 раза. Если в 2001 году удельный вес капитальных инвестиций в производство кокса и продуктов нефтепереработки в общем объеме капитальных инвестиций в перерабатывающую промышленность составлял 10,8%, то в 2008 – 4,28%, а в 2015 он снизился до уровня 1,25%.

Апогеем деловой активности на рынке минеральных топлив, нефти и нефтепродуктов стал 2011 год, когда и импорт, и экспорт интенсивно росли. Так в 2011 году по сравнению с 2010 годом импорт минеральных топлив, нефти и продуктов ее перегонки увеличился на 31,5% (при этом удельный вес импорта названных товарных групп в общем объеме украинского импорта увеличился с 32,3% до 34,6%), а экспорт по сравнению с аналогичной базой вырос на 35,7% (удельный вес экспорта названных товарных групп в общем объеме украинского экспорта увеличился с 7,12% до 8,32%). То есть в 2011 году произошло очередное переформатирование сфер влияния в отечественном топливно-энергетическом комплексе, которое кардинальным образом не повлияло на объемы отечественной переработки нефти и производство нефтепродуктов. Углубление экономического кризиса в последние годы, вызванное обострением противостояния на востоке страны, и медленное внедрение стандартов и правил ЕС в практику хозяйственной деятельности все больше сужают ресурсную базу социально-экономического подъема Украины. Одним из факторов, который тормозит переход экономики в фазу подъема, является высокая стоимость нефтепродуктов, в первую очередь для субъектов малого и среднего предпринимательства, что не дает возможности повысить конкурентоспособность готовой продукции и на равных конкурировать с иностранными производителями.

Девальвация гривны с каждым годом делает цену нефтепродуктов все более неподъемной для субъектов хозяйствования и граждан, что закладывает весомый фактор роста себестоимости продукции во всех фазах продуктовой цепи в подавляющем большинстве видов хозяйственной деятельности. Для улучшения ситуации государство от либеральной модели регулирования отечественного рынка должно перейти к дирижистской, чтобы преодолеть многолетний синдром зависимости от импорта нефтепродуктов и возродить отечественную нефтепереработку.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.