7 декабря 2016, среда

Европейские структуры: цель или средство

комментировать
У нас часто утверждают, что задачей реформ в Украине является вступление в Европейский Союз. По-моему, всё же, вступление в ЕС – средство, а не цель

В самом Евросоюзе есть страны, до сих пор не воспользовавшиеся всеми возможностями этого объединения и страдающие от проблем весьма схожих с украинскими: коррупция, политический популизм, неуважение к основополагающим правам человека, недоразвитость институтов гражданского общества, непотизм, инфантилизм общественного мнения и так далее. Никто в здравом уме в этих государствах не заявит, что, дескать, раз они в ЕС, цель достигнута, а о прочем можно не беспокоиться.

Да что там Евросоюз… Украина уже свыше пятнадцати лет – член Совета Европы, мощной региональной структуры. Даже среди людей, хорошо знающих о целях и деятельности этой организации, преобладает мнение, что участие в ней – лишь символ нашей причастности к европейской семье, заявка на дальнейшую интеграцию и признак «хорошего тона» в дипломатии. Но ведь у Совета Европы существует поистине огромный экспертный потенциал, практически не используемый нашим государством, исправно, впрочем, платящим свои членские взносы и имеющим право пользоваться всеми ресурсами данной международной организации.

«Домашние задания» Украине готовят лучшие европейские специалисты, но в результате ничего не происходит

В Украине едва ли есть люди, никогда не слышавшие о «Страсбургском суде» – Европейском суде по правам человека. Отношение Украины как государства к работе этого суда – тема для отдельного серьёзного разговора. Отмечу лишь один аспект: у нас серьёзнейшие проблемы с исполнением решений Суда, связанных с необходимостью менять как законодательство, так и практику его применения по целому ряду важных для общества вопросов. Объясняются эти проблемы не в последнюю очередь непониманием того, зачем всем этим необходимо заниматься. Многим почему-то кажется, что единственный смысл – доставить удовольствие Суду, в то время как на самом деле речь идёт об исправлении системных сбоев в работе отечественной правовой системы.

Не буду сейчас много писать и о Европейском комитете по предупреждению пыток – еще одной ключевой структуре Совета Европы. Не имея права публично комментировать его работу в отношении Украины в подробностях, могу лишь порекомендовать внимательно читать доклады Комитета, благо в последние годы наше государство оперативно санкционирует их публикацию. ЕКПП делает всё, чтобы его рекомендации – как системного характера, так и по поводу конкретных мест лишения свободы – были чёткими, обоснованными и доходчивыми. Прогресс же с их выполнением (которое, как и в случае с ЕСПЧ, нужно прежде всего не страсбургскому органу, а Украине и её обществу) легко оценить по количеству повторений тех или иных рекомендаций в новых докладах Комитета.

Возьмём, к примеру, Венецианскую комиссию, о которой также все много слышали. Наверное, ни об одной из структур Совета Европы в Украине так много не лгали, как об этой. Это вполне объяснимо, поскольку всем было необходимо продвигать «свои» законопроекты в сфере конституционного права, на котором Комиссия и специализируется. Единственный способ не поддаваться влиянию этой лжи – читать «венецианские» документы на украинские темы в оригинале. Если этим заняться, то легко увидеть, что Венецианская комиссия в значительной степени повторяет в отношении Украины одни и те же рекомендации – буквально с первых лет нашего присоединения к её деятельности. Там абсолютно разумные идеи, апробированные десятилетиями лучшего европейского конституционного опыта и преимущественно игнорируемые нами. Они содержат ответы на ключевые вопросы, тормозящие развитие нашего государства: организация судебной системы, выборы, отношения между ветвями власти. Инструментализировать Венецианскую комиссию, использовать её имя для собственных целей пытались практически все наши руководители, а вот воспользоваться качественными экспертными советами – никто.

И это лишь одна сфера. А ведь еще под эгидой Совета Европы существует целый ряд экспертных органов по целому спектру вопросов первостепенной важности – от борьбы с коррупцией и отмыванием денег до местного самоуправления и защиты прав национальных меньшинств. Украина везде принимает участие, «домашние задания» для неё готовят лучшие европейские специалисты, но в результате ничего не происходит.

Итак, возвращаясь к «нашей цели – членству в ЕС», настаиваю – это не цель. Цель – современное европейское государство, высшей социальной ценностью которого является человек, его жизнь и здоровье, неприкосновенность и безопасность. Это – не сладкие мечты, а цитата из части первой статьи 3 Конституции Украины. А вот вступление в ЕС – это наш политический выбор и направление развития, призванные облегчить путь к цели.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Николай Гнатовский   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Николай Гнатовский
Николай Гнатовский

Юрист-международник, второй вице-президент Европейского комитета по предупреждению пыток, доцент Института международных отношений КНУ имени Тараса Шевченко

Другие мнения автора
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.