19 августа 2017, суббота

Кому достанется "Антонов"?

комментировать
"Антонов" интересен мировым лидерам в авиасфере. Но крупные корпорации способны как развивать, так и уничтожать

Решение Кабмина о ликвидации госконцерна «Антонов» вызвало бурю комментариев и «расследований» об уничтожении авиастроительной отрасли Украины и тому подобной конспирологии. Авиастроение переживает не лучшие времена – это правда. Но ликвидация концерна точно не та «зрада», о которой стоит бить во все колокола. Ликвидировали по сути концерн, существовавший де-юре, но которого давно уже нет де-факто. ГП «Антонов» (не Авиастроительный концерн) еще весной 2015 перешел под управление «Укроборонпрома». Чуть позже «Укроборонпром» подчинил себе ГП «Харьковское государственное авиационное производственное предприятие» и ГП «Завод 410 гражданской авиации», ранее входившие в Авиастроительный концерн «Антонов».

Хорошо или плохо это переподчинение – тема отдельного разговора, но решение правительства касается ликвидации именно Авиастроительного концерна «Антонов», а не Государственного предприятия «Антонов». Так, что «Антонов» работает. Жив, как говорится, и здоров. Хотя нет, только жив. А вот оздоровление ему точно не помешало бы.

Сотрудники предприятия от всех этих пертурбаций не в восторге. Опасения тех, кто пониже просты – они боятся лишиться работы. Тех, кто повыше зарплата не сильно интересовала. Но массовых сокращений не произошло, завод худо-бедно, но работает. Руководство сменилось, но особой прозрачности в работе предприятия пока не наблюдается. Основные нарекания всегда касались «Авиалиний Антонова» – того направления работы предприятия, за счет которого оно до сих пор живет. А валютная выручка манила многих. Авиастроение же прибылей не дает. Ведь похвастать твердыми контрактами на покупку самолетов пока не получается. Хотя, конечно, мы постоянно слышим новости об очередных подписанных меморандумах и рамочных соглашениях.

Впереди «Антонов» ждут попытки провести корпоратизацию

Злопыхатели твердят, что после разрыва сотрудничества с Россией «Антонов» не способен выпускать самолеты. Это не так. Способен. Но это, конечно, на порядок труднее, поскольку найти необходимую замену комплектующих, испытать их и надеяться, что поставщики не подведут. И, конечно, считать самолеты, которые выкатывают из ангаров «Антонова», полностью украинскими будет неверно. В них много оборудования иностранного производства. Но разве это плохо? Всего десяток стран в мире способны выпускать самолеты, и многие это делают в международной кооперации.

У нас же любят рассказывать о мифическом «импортозамещении». Но на практике одни иностранные поставщики просто сменяют других. В Украине же сохраняется дефицит технологий. И старый добрый «Антонов», самолеты которого знают во всем мире, всё быстрее стареет – производственная база требует срочной модернизации. Сколько нужно влить денег в «Антонов», чтобы можно было назвать его современным предприятием не скажет никто. Как никто сейчас и не даст адекватной оценки активов предприятия. Ведь этот вопрос уже не раз поднимался в свете приватизационных веяний. И информационного шума по поводу «уничтожения авиационной отрасли» мы уже слышали немало и услышим еще. Ведь эпопея с «Антоновым» продолжится, если руководство «Укроборонпрома» действительно думают о развитии.

Первое. Уверен, что впереди «Антонов» ждут попытки провести корпоратизацию. Ведь при существующей форме собственности сюда не сможет законно зайти инвестор. А значит ни одна серьезная авиастроительная компания не даст ни копейки.

Второе. Корпоратизация, то есть превращение «Антонова» из государственного предприятия в публичное акционерное общество само по себе не есть зло. Это цивилизованный путь развития. Другой вопрос, что нужно делать поправку на украинские реалии по части растаскивания госсобственности. А значит контроль над стратегически важным предприятием должен сохраниться у государства. Но ожидать, что государство сможет эффективно управлять этим предприятием не стоит. У руля должны быть не чиновники, а профессиональные менеджеры, которые смогут наладить эффективное производство, найти новые подходы в маркетинге и развить сервисное обслуживание своих воздушных судов.

И третье. «Антонов» интересен мировым лидерам в авиасфере. Но крупные корпорации способны как развивать, так и уничтожать. Поэтому важно, чтобы приход нового партнера (если это произойдет когда-то) не стал приходом похоронной команды. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.