10 декабря 2016, суббота

Зачем был нужен второй тур выборов

комментировать
Главные недостатки модели, согласно которой в октябре-ноябре в Украине проводились местные выборы

Если бы в Украине существовал музей ненужных, бесполезных или даже вредных изобретений, то закон о местных выборах, содержащий немало несуразностей, занял бы там почетное место. Несовершенство нынешнего закона вслед за экспертами отметил даже спикер парламента Владимир Гройсман.

Теории, будучи выжимкой самого ценного из практики других стран, к сожалению, не легли на общественно-политический грунт Украины. Как показали результаты волеизъявления людей, даже те нормы вышеупомянутого закона, которым эксперты давали скорее позитивную, чем негативную оценку, оказались, мягко говоря, малоэффективными.

Прежде всего, речь идет о так называемой «гендерной квоте» и о выборах мэров городов с населением свыше 90 тысяч в два тура.

Но если реализация норм гендерной квоты столкнулась с трудностями преимущественно из-за социокультурных особенностей украинского общества и по большому счету не оказала никакого негативного влияния ни на результаты выборов, ни на их оценку, то результаты введения нормы о проведении выборов мэров в два тура заставляют задуматься над рядом важных вопросов.

Вопреки уверениям авторов избирательного закона, утверждавших, что голосование в два тура обеспечит более сознательный выбор горожанами градоначальника, а, соответственно, увеличит уровень легитимности последнего, на практике получилось совершенно иначе.

Денег на переголосование потрачено немало, а люди не пришли

В большинстве городов, где проходил второй тур, явка была ниже, чем в первом туре.  За исключением нескольких «горячих точек», таких как Днепропетровск, Павлоград, Кривой Рог и Николаев, интерес избирателей ко второму туру был катастрофически низок, вследствие чего многие победители набрали голосов даже меньше, чем это удалось им в первом туре. Например, в Киеве мэра избрала четверть киевлян.

В результате имеем мэров, которых поддержало меньшее количество горожан, чем тех, которые не голосовали вообще. Это дает скептикам основания ставить под сомнение легитимность избранных меньшинством лидеров.  А между тем, для проведения реформ в демократическом обществе необходимым является высокий уровень легитимности. 

Более того, за редким исключением, уверенную победу во втором туре одерживали преимущественно победители первого тура, как например, в Киеве или Львове. 

Сюрпризами стали разве что результаты, полученные в Ивано-Франковске, Николаеве и отчасти в Кривом Роге. В остальных же городах, опять же, за исключением нескольких «горячих точек», прежде всего, Днепропетровска, избиратели банально приняли результат первого тура как окончательный и бесповоротный.

Такой ход событий дает основания для как минимум сдержанных оценок касательно целесообразности выборов в два тура. Денег на переголосование потрачено немало, а люди не пришли. Ответственность за это лежит частью на государстве, которое слабо информировало общество о предстоящем втором туре выборов мэров больших городов, а частью на самих кандидатах.

Более того, если проанализировать ход предвыборной кампании финалистов, вышедших во второй тур, то по большому счету можно утверждать, что кандидаты банально «отбывали номер», вели, мягко говоря, вялотекущую кампанию, преимущественно смирившись с результатами первого тура. При всем желании борьбу за мэрское кресло между Виталием Кличко и Бориславом Березой в Киеве или Андреем Садовым и Русланом Кошулинским во Львове сложно назвать бескомпромиссной.

Принимая во внимание все вышесказанное, закономерно спросить: насколько обоснованным и необходимым, на самом деле, является модель выборов мэров городов с населением более 90 тысяч в два тура?

И ответ является весьма очевидным – нет никакой особой необходимости и целесообразности проводить выборы мэра в два тура. Эта инновация - всего лишь еще одна блажь власть имущих, которые продолжают экспериментировать и наощупь, методом проб и ошибок, прокладывать путь в светлое демократическое будущее.

К сожалению, метод проб и ошибок слишком дорого обходится украинскому обществу.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.