10 декабря 2016, суббота

Партизанская война искусства. Зачем художники провоцируют?

комментировать
Зачем художник провоцирует? Очевидно, он хочет обострить зрение общества. Показывает болевые точки

Зачем художник провоцирует? Очевидно, он хочет обострить зрение общества. Показывает болевые точки

Искусство может быть неприятным, как горькое, противное лекарство, но общество, принимающее такое искусство, становится здоровее

В связи с трагедией в Париже меня снова спрашивают о провокативности в искусстве, допустимости оскорбления чувств верующих, о том, не является ли Галерея Гельмана аналогом парижского издания. И сделал бы я выставку, посвященную Холокосту.

Начну с последнего. Все-таки карикатура - это журналистика, а галерея работает с художниками. Конечно, есть художники, работающие с языком карикатуры или комикса (у нас – Звездочетов, Адьберт, Острецов), но это именно обращение к языку, как у поп-артистов обращение к языку товарной упаковки или этикетки.

Кроме того, мы сделали более пятисот выставок за время существования и лишь 5-7 из них острые и провокативные. То есть галерея работает со всем спектром художников и как в самой художественной среде радикалов 1-3 %, так и на моих выставках. Среди них и выставка питерской группы Протез «Порнохолокост». Художники ночью разрисовывали билборды коммерческой рекламы наших поп-звезд в очень издевательском ключе. Мне показалось это интересным. Такая партизанская война с пошлостью путем превращения ее в трэш.

Теперь о провокативности искусства. Это его свойство, а не цель. Ты никогда заранее не знаешь, что станет провокацией. Например, обычный конструктор «красные человечки» Люблинского, увеличенный до скульптуры, оказался мощной провокацией в городе, где люди привыкли, что любая скульптура обязательно кого-то изображает. Депутаты местного собрания решили, что художник изобразил их – безголовыми и красными. И отправились к губернатору с требованием убрать скульптуры.

Провокативность искусства – это его свойство, а не цель. Ты никогда заранее не знаешь, что станет провокацией

У «Синих Носов» в работах серии «кухонный супрематизм», которые сейчас выставляются в Saatchi в Лондоне, как и у Малевича, были круг квадрат и крест. Так вот на крест подали в суд, посчитав, что это оскорбление православного креста. В одной из обезьян Ильи Чичкана палестинское начальство усмотрело издевательство над Ясиром Арафатом, мол, очень похож. И прислало мне ноту протеста. Когда в 1986 году я печатал буклет к моей первой выставке, разгорелся скандал, поскольку в абстрактных работах глаз секретаря союза художников усмотрел скрытый фашистский крест.

Также многие, вероятно, помнят скандал, когда мэр Нью-Йорка принял решение запретить работу художника лишь по той причине, что кто-то ему сказал, что тайная вечеря написана дерьмом. Мол, это оскорбление. Потом оказалось, что в африканской стране, откуда художник родом, слоновий навоз используют в качестве наполнителя для краски, смешивая с пигментом. Так же как у нас используют масло. Вагрич Бахчанян еще в советское время, высмеивая коммунистов, создавших культ Ленина как божества – сделал коллаж из распятия и барельефа Ильича. Мол, вы с ума сошли, он у вас словно бог. А через 20 лет Ерофеева, выставившего эту работу в рамках экспозиции «Запретное искусство», судили за нее как «оскорбляющую Христа».

Безусловно, есть работы, сознательно провоцирующие публику. Например, когда в Москве была первая биеннале, нам негласно сказали «все можно кроме трех тем: Путин, Чечня и православная церковь». И на выставке Россия-2 сознательно было много работ именно об этом. Художник таким образом просто отказывает власти в праве что-то диктовать.

Зачем художник провоцирует. Очевидно, он хочет обострить зрение общества. Показывает болевые точки. Например, чаще всего, в мою сторону шлют проклятия по поводу пацифисткой выставки Чичкана. Он изобразил солдат всех армий (американской, израильской, французской, советской) в виде обезьян. Когда делал выставку – увидел на Арбате торговца реальными медалями и орденами, рекламировавшего свой бизнес с помощью обезьянки во френче. Увидел, что люди проходят мимо, не обращая внимания на кощунство этого бизнеса. Увидел и изобразил.

И вот люди, не замечавшие реального торговца, ужаснулись выставочному проекту. Прокатилась волна возмущения - и торговец с Арбата исчез. А если бы общество не спровоцировали – может так и торговал бы.

Другой пример «провокации». В период антигрузинской кампании в российских СМИ, когда в Москве стали закрывать грузинские рестораны, и кампания против страны превратилась в кампанию против людей – я организовал выставку Саши Джикии – грузинского художника. Тогда, еще до антиукраинской кампании, нам казалось вакханалией, развязанная на ТВ пропаганда, хотя по сравнению с сегодняшним днем все было умеренно. Но я хотел выказать солидарность с московскими грузинами. Провокация «сработала». Нацики ворвались в галерею, разгромили выставку, меня избили до полусмерти. И это стало каким-то порогом, после которого антигрузинская истерия пошла на спад.

Ну и, наконец, последнее – что допустимо, а что нет. В цивилизованном обществе запреты оформлены в виде законов государств. Если закон нарушен (не только художником) можно подать в суд. Есть фундаменталистские страны (увы, Россия с законодательной чесоткой нашей думы – стала одной из них), в которых законы запрещают с моей точки зрения слишком много. Искусство из подобных несвободных стран уйдет. Но, так или иначе, ни погромы, ни любой другой вид насилия в ответ – не являются допустимыми. Искусство может быть неприятным, как горькое, противное лекарство. Общество, принимающее такое искусство, становится здоровее. Художник в этом случае берет на себя рискованную миссию. Но надо терпеть.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.