17 октября 2017, вторник

Феномен диктатора

комментировать
Феномен фюрерства — даже не канат, связывающий современность с неолитом или пещерным человеком, но грандиозная регрессия власти к вожакам обезьяньей стаи

Это следует из определения диктаторства как властных отношений, основанных на личном господстве и личной преданности вожаку. О глубокой регрессии или инволюции фюрерства свидетельствует то, что вождизм присущ обществам, сильно запаздывающим в историческом развитии и характеризуемым ярко выраженной иерархичностью социальных ролей. Древнейшей известной формой вождизма является греческая тирания, описанная в «Политике» Аристотеля. При тирании социальные отношения также выстраиваются по законам стаи: опасно или запрещено всё, что не нравится тирану. Его власть безгранична, бесконтрольна и во многом иррациональна. Как в первобытном, патриархально-родовом или античном обществах, тирания, вождизм ведут к резкой социальной иерархизации, фаворитизму и непотизму.

Диктаторство, вождизм, тирания существуют как жесткая регламентация и бесконтрольное господство, эксплуатирующее наиболее примитивные архетипы массового сознания. Именно их регрессивность и укорененность в массовом бессознательном обеспечивают устойчивость вождизма, чему во многом содействуют зачаточное состояние персонального сознания, согласие охлоса с жесткой регламентированностью частной жизни, а также складывающийся при вождизме мощный, насильственный и централизованный аппарат власти.

Отличие феномена фюрерства от примитивного социального устройства состоит лишь в том, что для животной стаи иерархия и вожак были атрибутами естественными, дарвиновскими по природе, тогда как в современных сообществах диктаторство — это не просто атавизм, а патология. Ибо, в отличие от вожаков стай, вожди — невротизированные нарциссы, находящиеся в пограничном состоянии сознания. Главная их черта — параноидальная вера в абсолютную правоту, избранность, «великую идею» или «миссию».

Вождизм, фюрерство кардинально отличается от лидерства: вожак (вождь) не допускают самостоятельных действий членов стаи (группы), поскольку они могут нанести ущерб бесконтрольной власти; лидер, напротив, не может существовать без сознательной поддержки и критики своих действий. Вожак, вождь опирается исключительно на запугивание и силу, он стремится к тому, чтобы его боялись; лидеру, напротив, важно, чтобы его понимали и поддерживали. Вождизм присущ тоталитарным сообществам, в которых право, экономика и культура подчинены идеологии.

Возникновению феномена вождизма благоприятствует слаборазвитая экономика, национальные кризисы, экономическая отсталость

Фюрерство, вождизм существуют как бесконтрольно-тотальное господство над всеми сферами деятельности и опираются на безоговорочное подчинение охлоса и на его согласие с жесткой регламентацией всех сфер социальной жизни. Иррациональная вера масс в безграничные возможности вождя, в то, что он заботится о каждом и обо всех, в то, что от индивида ничего не требуется, кроме подчинения воле вождя, и что тогда «золотые» времена наступят сами собой, — всё это приводит к массовому одобрению вождя и, соответственно, к делегированию ему неограниченных полномочий. При этом само общество идентифицируется с государством, политика — с идеологией, а народонаселение — с безликой покорной массой.

Карл Густав Юнг объяснял феномен вождизма глубоко укорененным коллективным бессознательным, то есть — «хвостом», связывающим современность с неолитом и животным миром. Иными словами, вождизм связан с той частью ментальной структуры, которая контролируется людьми в незначительной степени. Именно наличие бессознательного в структуре человеческой психики объясняет иррациональное подчинение индивидов вождю. По словам итальянского социолога Вильфредо Парето, вождь — это «первобытные остатки» или «субстанционально иррациональные составляющие» в бессознательном народных масс. Вождизм действительно эксплуатирует наиболее архаичные формы сознания и бессознательного масс, такие как первобытные инстинкты «свой-чужой» или «мы-они» (скажем, «мусульмане-неверные», «самые духовные-бездуховные», «передовые-отсталые» и т.д.). Массовый фанатизм и слепота людей, не осознающих ужасов фюрерства, — вот факторы, приведшие к неограниченному диктату Гитлера, который уже в 1921 году провозгласил «фюрерство» законом нацистской партии.

Как в животной стае, в тоталитарном обществе никого не спрашивают и никому не предоставляют выбора; любые попытки неподчинения жестоко преследуют или строго карают. В народное сознание «вбиваются» догмы, которые нельзя критиковать. Как в животной стае, человеческая индивидуальность при диктатуре нивелируется, а самостоятельность и самодеятельность уничтожаются. Людей превращают в беспомощные «винтики», нуждающиеся в помощи и защите вожака. Как в животной стае, подсознательная, инстинктивная природа вождя не нуждается даже в приказах: нижестоящие не просто послушны ему, они постоянно подчеркивают свою «безграничную преданность и верность».

Вождизм — не просто отсутствие гражданского общества, но неизбежный политический цинизм, жестокий террор и огромное пространство для иррационального массового насилия и подавления личного начала человека. В мировой литературе регрессивный образ вожака человеческих стай имеет огромное количество гештальтов: «повелитель вселенной», цезарь, всемогущий царь или император, государь, басилевс, лидер нации, «первый слуга нации», «Молодой руководитель», «Туркменбаши», всенародный кумир, гегемон, национальный герой, фюрер всех немцев, учитель и наставник, великий вождь, дуче, «новый Боливар»… При этом его правовой статус, как, скажем, статус Путина в России, никогда не может быть окончательно артикулирован.

Если животные «довольствуются» только силой вожака стаи, то в человеческом обществе харизма вождя предполагает его наделение особыми героическим или сверхчеловеческими качествами. Вождь защищен особым сакрализованным флером: фюреру нации приписывают качества «политического гения», способного воздействовать и преобразовывать политическую реальность по собственному усмотрению. Вождь «парит» над схваткой и защищен некоей трансцендентной силой.

В XXI веке во всем мире у власти находятся 55 диктаторов и авторитарных или «бессменных» лидеров, которые «правят» уже не одно десятилетие. Политический анализ 79 диктатур, существовавших в период с 1946 по 2014 год, показал, что смерть диктатора практически никогда не знаменует прихода демократии. И к свержению режима она тоже не приводит. Наоборот, в подавляющем количестве случаев (92%) после смерти авторитарного лидера режим остается диктаторским. Смерть диктатора редко приводит к государственным переворотам или народным восстаниям после смерти очередного вождя.

Наибольшее развитие вождизм как институт власти получил на Востоке, достигнув самых архаичных форм в так называемом «восточном деспотизме». Для некоторых стран вождизм стал перманентным и чуть ли не «естественным» типом политических отношений. Вождизм не получил широкого распространения на Западе, где права и свободы являются главными ценностями, а укоренился там, где даже религия учит беспрекословно подчиняться своему правителю.

Феномен фюрерства начал бурно развиваться в двадцатом веке именно потому, что, как предсказали философы прошлого, в это время ярко проявилась темная стихия охлоса, маргинализированных народных масс. Вождизм опирается на наиболее косные, иррациональные, глубинные стереотипы и архетипы массового сознания. Именно массовое общество содействует альфа-самцовости и иррациональным проявлениям, обеспечивая мощную интеграцию иррациональных возбудителей и влияний, массовизацию влечений, угрожающих уничтожению всей рациональной конструкции, о чем предупреждал еще Макс Вебер.

Психологический анализ позволяет понять, почему вождизм возникает, становясь главной силой в обществе. Вождизм, бесспорно, проблема ментальная, то есть он возникает только там, где в массах живет фрейдовский «отец нации», «царь-батюшка», «великий вождь», где веками практиковались самодержавие, бесправие, беззаконие, а в массовой психологии сложилась вера в правителя, который всё решает сам и достоин поклонения, и народ «любит» его именно за это.

Возникновению феномена вождизма благоприятствует слаборазвитая экономика, национальные кризисы, экономическая отсталость, особенно кризисы политических и социокультурных идентичностей. Именно в ситуации распада идентичностей, растерянности масс общество склонно искать фюрера или вождя. Кризис становится катализатором эскалации патерналистских стереотипов и подданнических доминант массового сознания. Поэтому главное, на что нацелена деятельность по созданию и поддержанию имиджа вождя, связано с зомбированием охлоса, внушением ему непоколебимой уверенности в наличии у вождя тех качеств, которые гарантируют стабильность и безопасность системы. Просчеты и ошибки вождя не столько прощаются, сколько не замечаются, либо интерпретируются как победы. Дж. Сорос утверждал, что «открытое общество основано на признании того, что мы можем ошибаться, закрытое — на отрицании этой идеи».

За уникальными исключениями, диктаторские режимы всегда были малоэффективными и кончались политическим и экономическим крахом. Поэтому они изначально обречены, и чем больше закручивают гайки, тем сильнее приближают собственный конец. Это, однако, не мешает диктаторам по сей день пить кровь и измываться над своими народами…

Можно говорить о предрасположенности некоторых народов к вождизму. В каком-то смысле вожди — ментальные копии охлоса, так сказать, плоть от плоти и кровь от крови… Потому в той же России так широко распространены тезисы о единстве вождя и народа или «есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России». Это очень тонко улавливал еще Гитлер, как-то сказавший: «Если вы хотите меня, я приду».

Вождизм — это, как правило, агрессивная политика, аннексии и захваты, всевластие карательных органов, бедность, лагеря, зомбоящик, снятие всех моральных запретов — всё что подпадает под эвфемизмы «порядок» и «стабильность» с опущенным прилагательным — кладбищенские… Увы, страны, подобные России, могут генерировать только различные модификации путиных, способных, по словам Аркадия Бабченко, доставать из людей всю мразь, ненависть, ксенофобию и агрессию — самые поганые, самые низменные, самые черные черты человеческой природы. Стоит ли удивляться, что в результате большая страна превращается в некую помесь из Ирака, Гаити, Сомали, Колумбии, ИГИЛ и ДНР?..

Некоторые удивляются нынешнему идиотизму, овладевшему страной и людьми как бы съевшими свой мозг, не верят, что всё это может быть взаправду. Они называют происходящее наркотическим бредом, воспаленным сознанием, какого не было даже в фашистской Германии. Но все это присуще феномену фюрерства, выстраиваемого в виде системы вечного удержания власти, что в наши дни возможно лишь в примитивном обществе, способном пожертвовать «ради отчизны» собственными мозгами. И тогда страна вместе со своим вождем начинает жить в выдуманном, ирреальном мире, и — ради «стабильности» — бороться с несуществующими вызовами, с измышленными больным сознанием врагами.

«Несуществующая страна, воюющая несуществующим спецназом на несуществующей войне против несуществующего фашизма и гордящаяся своим несуществующим величием. Когда-нибудь все это обязательно рухнет. Других вариантов просто нету».

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.