3 декабря 2016, суббота

Эльдар Рязанов против российских ура-патриотов

комментировать
С советских времен в сознании многих людей любовь к родине кажется несовместимой с критикой собственной страны

Ушел из жизни замечательный российский режиссер Эльдар Рязанов. Я обновил в памяти его литературное творчество и обнаружил интересное стихотворение:

Как много песен о любви к Отчизне!
Певцы со всех экранов и эстрад,
что, мол, для Родины не пожалеют жизни,
через динамики на всю страну кричат.

А я б о том, что глубоко интимно,
не декламировал, не пел бы, не орал.
Когда о сокровенном пишут гимны,
похоже, наживают капитал.

Эти стихи очень симптоматичны, потому что с советских времен в сознании многих людей любовь к родине кажется несовместимой с беспощадной критикой собственной страны и своего народа. Однако, на самом деле все мало-мальски знакомые с мировой культурой знают и понимают, что патриотизм в том и заключается, что глубокая любовь к родине неотрывна от диагностики ее хворей.

Колыбелью европейской цивилизации стала Древняя Греция, а у древних греков было два противоборствующих полиса — Спарта и Афины. Милитаризованная Спарта крепилась «вертикалью власти» и жесточайшим порядком, а демократические Афины — демократией и свободомыслием. В конечном счете, Спарта пала, а с Афинами связан знаменитый «золотой век» торжества человеческой мудрости, философии и культуры.

Так вот, в Спарте не было критиков, сатириков, бичевателей или изобличителей, а вот культура демократических полисов древней Греции, можно сказать, крепко «настояна» на беспощадных и разоблачительных сатирах и мениппеях. Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана («Осы», «Лягушки», «Облака») — острые, безжалостные и ядовитые сатирические «стрелы» против современных политических деятелей, полководцев, городских обывателей и даже богов, написанные к тому же сочным, народным, грубым и даже вульгарным языком.

Может быть, диктатор, для которого весь мир — враги, и есть главный враг народа

Жесточайшая критика страны и народа стала еще более острой и беспощадной в римской сатире (Луцилий, Гораций, Ювенал, Флакк, «Сатирикон» Гая Петрония Арбитра). Именно они сделали сатиру литературным выражением политической свободы и правом воевать словом. Римских поэтов не страшили унижения сильных мира сего, собственных городов и горожан — они всё называли собственными именами с сильным добавлением желчи и черной краски.

Децим Юний Ювенал пошел еще дальше: он больше не стремился научить или исправить современников, а негодовал, возмущал, глумился. Современный ему Рим — место вырождения, беспросветной порочности и жутких нравов, которые не могут не возмущать.

Изгнанный родиной величайший поэт Средневековья Данте Алигьери всю жизнь мечтал вернуться домой, ибо был столь же великим патриотом, как и поэтом. Но мало кто знает, что его «Ад» — жесточайшая и ярчайшая пародия на свой город и свой народ, написанная жалом обиды и даже проклятья. А Эразм Роттердамский, в «Похвале глупости» высмеявший национальную гордость и кичливость? А шекспировский «Калибан», рисующий англичанина как «грубое, злобное чудовище»? А язвительный, ядоизвергающий Свифт, не оставивший от лицемерных и пошлых национальных святынь камня на камне?

А патриотизм Гёте, привязанный даже не к стране, но к ее культуре? — «Да и что значит — любить отчизну, что значит — действовать, как подобает патриоту? Если поэт всю свою жизнь тщился побороть вредные предрассудки, устранить бездушное отношение к людям, просветить свой народ, очистить его вкус, облагородить его образ мыслей, что же еще можно с него спросить?»

А Фридрих Ницше, извращенный у нас до безобразия, до пародии, до карикатуры? — Ницше, который вослед за Кьеркегором и Лебоном всю жизнь боролся с «торжеством среднего», с духовным обнищанием массы и человеком, манипулируемым скотским государством? Масса, чернь для Ницше — это рабская компонента человеческого, рабское сознание и стадный инстинкт. «Песок человечества» — огромные человеческие массы, лишенные воли и свободы, жаждущие отдать себя власти, небрежные в отношении самих себя.

Нам долго внушали абсурдную мысль о Ницше — предтече нацизма, а на самом деле Ницше страстно и последовательно боролся против германского шовинизма, ксенофобии и внутренней порчи немецкого народа.

Вряд у Ирландии можно найти большего патриота, чем ее величайший писатель Джеймс Джойс, которого эксперты часто называют мировым писателем № 1. Но именно Джойс назвал Ирландию старой свиньей, пожирающей своих поросят — вполне в духе Лютера, не знавшего для своей Германии иных определений, кроме «свиньи».

Гражданственность — да! Но не патернализм, не гвардия ретивых и подобострастных, денно и нощно взывающих к отмщению. Патриоты не они, а Джойсы и Бродские, страдающие Родиной, которая отвергла их.

Всё сказанное, вообще говоря, имеет лишь опосредственное отношение к поднятой автором теме, потому что патриотизм — это естественная, можно сказать, инстинктивная тяга любого человека к месту своего рождения, к своим родителям и близким, к родным пейзажам и ко всему тому, что Пушкин называл любовью к отеческим гробам.

Но все мы давно усвоили, что патриотизм патриотизму рознь и что чуть ли не с момента своего возникновения в античности государство и власть делали все мыслимое и немыслимое, дабы превратить это натуральное человеческое чувство в потребность делить людей на «своих» и «чужих», натравлять друг на друга и — позже — превращать в «пушечное мясо».

Я обратил внимание на то, что, чем тоталитарней «отчизна», тем больше и быстрее, как гриб под дождем, раздувается государственный патриотизм, усердно распространяющийся фюрерами, вождям, диктаторами и всей официальной идеологией.

И вот, наконец, сакраментальный вопрос: а как обстоит дело с патриотизмом и русофобией у русских. Надо сразу признать три факта: что в Россию оба эти понятия пришли из Европы с большим опозданием — это раз, что вряд ли мы можем обвинить в непатриотизме и русофобии практически всех великих русских — это два, и, наконец, что именно у них (Пушкина, Радищева, Чаадаева, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, братьев Успенских, Чехова, Горького, Бунина, Набокова, Булгакова, Платонова) мы встречаемся с самыми русофобскими текстами изо всех, написанных о России и русских.

Как такое могло произойти и почему именно самые талантливые поэты и писатели России, а не Победоносцевы, Уваровы, Суворины, Зубатовы, Треповы, Пуришкевичи, Нилусы, Грингмуты, Дубровины — то есть наиболее консервативные и черносотенные «патриоты» страны, стали ее славой? Постараюсь ответить с максимальной краткостью: потому что первые действительно болели Россией, приближали ее к Европе и европейским ценностям, а вторые были охранителями и идеологами, годными исключительно для массовой подготовки дармового пушечного мяса, которым во все времена отличалась эта страна.

Русский ура-патриотизм — во многом патологическое явление, и имя ему — глубинный деструктивизм: заваливание врага трупами собственных солдат, неуважение к жизни других людей и к своей собственной, антисоциальные расстройства личности, ненависть к другим, а зачастую и к самому себе, вандализм, паскудная жизнь, при которой процветают агрессия, ненависть и деструкция. Вот почему, когда к власти приходят «сукины дети» и начинается грохот ура-патриотизма, сучья жизнь начинается у всех. Когда к власти приходит диктатор, для которого весь мир — враги, то, может быть, это и есть главный враг народа, а вовсе не патриот и собиратель земель?

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.