23 августа 2017, среда

Фабрика рабов в Украине

комментировать
Cохранившаяся совковая идеология школьного преподавания продолжает эффективно производить послушных рабов

Многие представители моего поколения с искренней, сдобренной Стокгольмским синдромом признательностью, вспоминают свои школы. Способность мозга аннулировать негативные воспоминания – причина тому, что никто власть имущих, учившихся в таких же школах – не пытается начать публичное обсуждение необходимых стране радикальных изменений самой суть системы общеобразовательных школ, методологии преподавания и оценивания успеваемости в них.

По большей части сохранившаяся у нас совковая идеология школьного преподавания ломала и продолжает эффективно ломать мозги миллионам, не уставая и в независимой стране производить послушных рабов. Сейчас, когда вы читаете эти слова, вам кажется, что именно у вас-то было совсем не так. Но нет. Именно так все и было. У всех. Просто, попытки унизить и сломать вас как личность учителями – вами уже забыты. Это защитная реакция мозга. Покажу пару примеров деструктивного воздействия школ на ваше будущее мышление.

Я познакомился с коррупцией в школе.

Однажды в 11 классе на физкультуре мы отрабатывали подъем на плечи с переворотом на параллельных брусьях. Мне это упражнение давалось к тому времени легко. Но, переодевшись в раздевалке и вернувшись в спортзал, чтобы договориться о вечерней игре после уроков в баскетбол, я обнаружил, что физрук выставил половине учеников (и мне в том числе) в журнале за урок «9». А одному нашему однокласснику (нормальный пацан, в налоговой теперь работает) – «11». «Он же даже отжаться на брусьях не может, не то, что переворот!» - возмутился я. «Он старается, вспотел. А ты – нет», - возразил учитель. Я ушел возмущенным.

Безнаказанность учителей и круговая порука вообще были неотъемлемымине спутниками учебного процесса

И только позже осознал, что в дополнение к поту одноклассника стоило бы добавить тот факт, что его мать – завуч школы, а в вузе, на который целился он, оценка по физкультуре – важный предмет на вступительном конкурсе.

Затем другой наш одноклассник, Вася, стал делать в бруске хозяйственного мыла слепки ключей других учеников (на переменах и в раздевалке спортзала), и, произведя копии у знакомого мастера, грабил наши квартиры, пока не попался с поличным.

У родителей Васи были деньги, и от суда они откупились. Однако остальные ученики с родителями потребовали убрать из нашего класса вора. Директор, также получив подношение от родителей домушника, на общем собрании смешно оправдывался, - дескать, по Конституции все имеют право на среднее образование, и он не может ничего сделать. Вася доучился в школе изгоем, а затем отправился в тюрьму – после очередного приключения

Безнаказанность учителей и круговая порука вообще были неотъемлемыми спутниками учебного процесса.

Как-то на уроке музыки я поспорил с учителем, братом директора школы, об особенностях музыкального образования Моцарта – классе в 6-м, я тогда, как раз, успел прочесть «Возвышенное и земное» Дэвида Вейса, - и он вывел меня из класса в учительскую, где сидел его брат-директор, делать внушение об авторитете. Он вел меня, ухватив сзади за волосы на голове, и воткнув мне при этом в спину указку, выгибая мой позвоночник.

В учительской мои возмущения по поводу садистского обращения со стороны учителя были проигнорированы, я удостоился лишь записи в дневнике, гласившей: «Не уважает учителя».

Затем я познакомился с двойными стандартами и пропагандой.

Это было на уроке истории. На 50 или 60-й странице речь шла о культе личности Сталина и его последствиях, а, спустя 100 страниц я обнаружил примерно такую цитату (речь шла о разрухе ранних 90-х): «Не зважаючи на суттєві економічні негаразди в житті країни, робота Уряду Леоніда Кучми позначилась невпинним бажанням рухатись вперед...». После урока я подошел к учительнице-практикантке, отлистал книгу на участок про Сталина и спросил: «А это сейчас не постройка ли культа личности-то?»

…Она молодая была, заплакала.

После был урок о неприятии инакомыслия.

Математичка и физичка (последняя, судя по сайту школы, до сих пор преподает) чаще других допускали ошибки в решении задач на доске, на что я им публично указывал. И это вызывало их глубочайшее возмущение. Вместо того, чтобы радоваться достижению – ведь им удалось воспитать ученика, замечающего их ошибки – они на общем родительском собрании гневно рассказывали моим родителям, как это недопустимо нагло - «поправлять учителя».

Правда, был у нас и совсем другого типа преподаватель – еще один молодой учитель истории, только из института, он приходил к нам, старшеклассникам, на курилку во время перемены со «сникерсом», демонстративно жевал батончик с арахисом и шоколадом и размышлял вслух о вреде курения. На уроках новейшей истории он обсуждал содержимое учебника в контексте последних мировых новостей. Книгу, говорил, дома прочтете, и много рассказывал в 2000-м году о том, что Китай вскоре станет мощнейшей экономикой, что Россия как партнер нашей страны окончательно себя исчерпала, и что нам следует думать над тем, чем заинтересовать страны НАТО и ЕС, дабы в будущем мы не остались один на один с грядущими вызовами нашей безопасности.

Однажды у нас был плановый открытый урок, за партами, кроме учеников, вдруг полюбивших за последние месяцы историю, сидели другие учителя и директор. Программа урока была обсуждена за 30 минут, и, так как протокол не предусматривал уже привычной живой дискуссии о последних новостях, последние 15 минут вышли довольно натянутыми.

После звонка состоялось заседание педагогического комитета, по итогам которого наш историк принял решение уволиться. Мы с друзьями пошли обсудить сенсацию на курилку. Там стоял наш учитель и жевал «сникерс». «Школа – это не источник доходов для меня, я торгую компьютерами, - объяснил он. – Я хотел преподавать, помогать учиться думать. А мне сказали, что я неправильно все понимаю, что надо учить людей запоминать то, что написано в книге, и жестко это проверять. Что я неправильно построил урок. Мне это не подходит, я ухожу».

Мы сообщили ему, что нам очень жаль и что можно обмануть систему, что мы, нормальные пацаны и хулиганы, готовы сыграть постановку «открытый урок» с его участием по любым правилам для педколлектива и директора, пусть не парится и дальше преподает. Но он лишь горько усмехнулся и попросил у меня сигарету. «Уходите, я при вас курить не могу. Я же учитель», - сказал он. Прозвенел звонок и мы ушли, а он уволился.

Наверняка, сейчас многие смогут вспомнить похожие истории странной несправедливости в отношениях со школьными учителями и образовательной системой. А, может, есть и счастливчики, которым повезло, и чье становление в общеобразовательной системе прошло с прекрасными педагогами рука об руку, гладко и без подобных эксцессов – или, наоборот, с более жесткими проблемами, вроде учителей-алкоголиков или наркодиллеров, педофилов и т.п..

Позже, выпивая с одним своим бывшим преподавателем в зрелом возрасте, я поделился с ним выводом о том, что многие школьные учителя – высшей пробы фарисеи, для которых смысл жизни: сохранить ощущение незыблемости собственного авторитета и учености, и что по этой же причине государство так плохо относится к ним, предлагая нищенскую зарплату: ученики, выбившись в политиков, прекрасно знают истинную цену этим вот преподавателям, конъюнктурщикам, умеющим лишь забивать головы шаблонами и архаизмами. Было даже как-то физически больно – когда учитель, сглотнув, с мыслью согласился.

Это, разумеется, было несколько утрированно.

Но, правда ведь в том, что, так или иначе, в мое время школы выполняли функционал фабрик по производству рабов, которым не требовалось думать самостоятельно или становится умнее школьного учителя, чей удел на 90%, в понимании системы, – завод, колхоз или шахта, любовь к стабильности и памятникам, галочка в бюллетене напротив очередной «партии власти», чья задача – помнить, кто «старший» и «главный», не пререкаться с назначенными системой наставниками и не оспаривать даже те решения «вышестоящих», которые попахивают абсурдом. И сейчас представителей этой рабообразовательной системы я продолжаю видеть исполняющими обязанности – на сайте своей старой школы, во главе с колоннами школьников на всяких праздниках – как в Киеве и Москве, так и, на видеороликах, в «днр»-«лнр».

Проблема самой концепции и идеологии школьного образования давно беспокоит все развитые страны мира. А мы по-прежнему игнорируем то обстоятельство, что в нашей образовательной системе центр – пресмыкающийся перед директором, горОНО, мэром и Минобразования учитель, а не школьник, что учебники, которые переписывает каждый министр – важнее способности мыслить и желания читать и познавать.

Возможно, потому и нет прогресса, которого мы безуспешно ждем с 1991-го. Нет украинских Стивов Джобсов и Цукербергов, Гейтсов и прочих подобных свободномыслящих гениев, бросивших школу или университет ради того, чтобы обрести себя. А не тратить силы и бесценное время на встраивание в программируемый со школьной скамьи шаблон.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.