2 декабря 2016, пятница

Как правильно рекламировать Украину

комментировать
И почему, пока в стране есть коррупция, пока идет война, пока есть экономическая стагнация и бедность, пиарщикам государство не спасти

Уже не в первый раз в Украине на общественный суд выносят очередной план формирования имиджа страны и продвижения ее за рубежом, и предлагают совершенно ошибочный путь. Я бы сказал, даже не ошибочный, а по-детски наивный и профессионально несостоятельный.

Еще в марте 2011 года Министерством иностранных дел на суд общественности была представлена подобная стратегия, из которой многие запомнили только символы бренда Украины – Спрытька и Гарнюню. И это вызвало бурную дискуссию. Но хотя тот документ и не был, с моей точки зрения, стратегией, а был просто планом, меню возможных действий в сравнении с нынешним документом Министерства информации выглядело куда профессиональнее и конкретнее

Но у этих двух документов была общая ошибка. Мне вообще кажется, что у многих людей, связанных с этим вопросом, есть глубокое непонимание того, что такое продвижение Украины за рубежом и как его нужно осуществлять. 

Начнем с самого главного: цели и задачи. Если главная цель – привлечь в страну деньги (а их можно получить из двух источников: от крупных инвесторов, которые должны инвестировать деньги в экономику, и от инвесторов помельче – западных туристов), то здесь ситуация проста. Сколько ни рассказывай, как здесь хорошо, и сколько не призывай ехать в Украину и везти сюда деньги – пока в стране будет война, пока будет коррупция, никто сюда не поедет.

В такой ситуации формировать имидж Украины за рубежом – задача не для рекламистов и пиарщиков, и уж тем более не для Министерства информации. Это задача для политиков.

Если представить себе такой документ, составленный не в стиле съездов КПСС, с общими фразами про «улучшить, усилить, углубить», а по-настоящему, то он предназначался бы прежде всего не специалистам в области PR, а самим политикам.

Все, за что берется украинское государство, а не частный исполнитель, делается у нас плохо и неэффективно

Логика создания такого плана должна быть следующей. Президент и правительство, желая подкрепить позитивной репутацией страны свои просьбы к Западу помочь нам финансово, задают вопрос специалистам в области формирования общественного мнения: что вам нужно для эффективного выполнения такой задачи?

Ответ профессионалов: прежде всего, искорените коррупцию, например, как это было сделано в Грузии. Очистите таможни от стяжателей в форме. Снизьте до минимума налоги, обеспечьте максимум экономических и гражданских свобод. Повысьте безопасность на улицах и благосостояние своих граждан. И тогда мы сможем убедить западные правительства и корпорации, что деньги выгодно делать в нашей стране.

Победите агрессора и надежно перекройте границу с Востока, создав там пояс безопасности. И тогда мы максимально быстро, эффективно и широко расскажем об этом западной публике. Расскажем американским, европейским, японским и китайским туристам, что здесь теперь не менее безопасно, чем в любых других странах Европы, и сообщим им, что интересного можно посмотреть в Украине. Создайте благоприятный инвестиционный климат, чтобы здесь строили отели и другие объекты туристической инфраструктуры, запустите скоростные поезда. Проведите серьезные пропагандистские кампании для украинских граждан о том, что такое настоящий сервис для туристов – когда удобно не тому, кто берет деньги, а тому, кто их платит. И тогда мы об этом расскажем западной публике, применив все наши инструменты: прикольные ролики, интересные статьи, красивые фильмы

Мы эффективно сформируем имидж Украины за рубежом и это привлечет туристов и инвесторов. Конечно при достаточном финансировании этого процесса.

Имидж Украины за рубежом с целью заполучить инвесторов для нашей экономики –  пока задача не для пиарщиков, а для политиков. Глубокое непонимание того, что нельзя ставить телегу впереди лошади, к сожалению, рождает подобного рода документы и мифы по поводу деятельности тех, кто работает с информацией.

Думаю, что проблема еще и в постановке целей на данный момент. Сегодня прежде всего нам нужно создать репутационную поддержку воюющей стране, в которой существует и коррупция, и бедность.  Но у мира есть необходимость помочь нам справиться с этой ситуацией. И главная наша проблема – российский агрессор, который довольно успешно ведет информационную войну за умы и общественное мнение европейских и американских граждан и их политиков.  Россияне имеют там своих лоббистов, их пропагандистские каналы на английском языке вещают на Европу и США. Сегодня даже выборный штаб республиканца Трампа наполнен агентами влияния Путина.

В этой ситуации нашему правительству действительно можно воспользоваться услугами специалистов по управлению общественным мнением. Но задачи должны быть поставлены совсем другие. Контрпропагандиские. Сформировать у цивилизованного мира мнение, что Россия агрессор, и не только в отношении нашей страны, но и в отношении всего мира. Что война на Донбассе – не только наш внутренний конфликт, но и результат предательства западных правительств, нарушивших Будапештский меморандум, а также подлости и агрессивности нашего восточного соседа. Что помощь Украине – это прежде всего защита Европы и мира от агрессивных планов РФ. Что политическая и экономическая связь с режимом Путина токсична для любого политика, бизнесмена и нормального человека. Сообщить, какую цену платят украинцы за выбор европейских ценностей на Майдане за сдерживание агрессора на Востоке. 

И тут у хороших специалистов тоже масса инструментов: от пресс-брифингов, журналистских расследований, работы с мировыми СМИ и собственных телеканалов, направленных на мировое вещание, до документальных фильмов, которых достаточно снято без всякого участия государства творческими людьми со времен Майдана; фильмов-расследований (например, о гибели малазийского Боинга для западного зрителя); фильмов художественных (например, по сценарию книги Сергея Лойко «Аэропорт») – с обеспечением их проката в Европе и США и в Сети.

Одним словом, нужно будет сделать все то, что обычно делает грамотный PR-специалист, который понимает еще и то, что кроме пиара есть задачи пропагандистские. И уж точно эту задачу не нужно поручать чиновникам: ведь все, за что берется украинское государство, а не частный исполнитель, делается у нас плохо и неэффективно. Стоит поручить эту работу всего одному ответственному чиновнику, способному прозрачно контролировать необходимый бюджет, а не осваивать его группой приближенных. А он, в свою очередь, должен сформировать группу из независимых специалистов. Причем речь идет не о тендере, а о поиске и объединении усилий всех специалистов, способных справиться с поставленными задачами. Их в Украине не так много.

Если эту работу провести правильно и профессионально, то мы действительно сможем рассчитывать и на лояльность иностранных граждан, и на поддержку европейских и американских политиков. Но никак не на инвестиции, которые должны прийти в украинскую экономику. Потому что, какими бы профессиональными не были пиарщики – пока в стране есть коррупция, пока идет война, пока есть экономическая стагнация и бедность, кроме гуманитарной помощи, помощи нашим военным и небольших инъекций для поддержания стагнирующей экономики – никакие серьезные инвестиции сюда не придут. Разумеется, пока власть радикально не изменит эти реалии.  

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.