30 мая 2017, вторник

Почему нам нужны новые революции на Востоке

комментировать
Не французы, которые и так являются жертвами, должны выходить на улицу. Нужно, чтобы террористов осудили мусульманские сообщества

Не французы, которые и так являются жертвами, должны выходить на улицу. Нужно, чтобы террористов осудили мусульманские сообщества

Чтобы трагедия во Франции не повторилась, миллионные марши против джихадистов должны организовывать не европейцы, а арабы и мусульмане

Барака Обаму критикуют за то, что он не принял участие в парижском Марше единства и даже не отправил туда достаточно высокопоставленного американского чиновника. Критика справедлива. Но это так типично для нынешней американской политики - обращать внимание на поверхностные аспекты, а не на то, что могло бы стать действительно серьезным ударом по террористической угрозе. И для этого необходим не марш, который возглавил бы Обама, а марш, совершенно с ним не связанный. Это миллионный протест против терроризма, проведенный арабами и мусульманами, который был бы обращен к таким же арабам и мусульманам и организован без просьб и участия Запада. Посвященный не терактам в Париже, а мусульманам, погибшим от рук джихадистов в Пакистане, Йемене, Ираке, Ливии, Нигерии и Сирии.

Абдул Рахман аль-Рашид, один из наиболее уважаемых арабских журналистов, утверждает: «Протесты против недавних террористических атак во Франции должны были бы пройти в мусульманских столицах, а не в Париже. Ведь именно мусульмане оказались замешаны в этом конфликте, именно их обвиняют в случившемся. Религиозный экстремизм зародился в исламском мире, и благодаря поддержке или молчанию мусульман перерос в терроризм. Не французы, которые и так являются жертвами, должны выходить на улицу. Нужно, чтобы именно мусульманские сообщества осудили совершенное в Париже преступление, как и экстремизм в целом».

Дело в том, что отношение к самому феномену джихадизма в мусульманском мире, Европе и Америке характеризуется некоторой неопределенностью. Она начинается с мусульман, которые никак не могут определиться, что на самом деле соответствует истинным принципам ислама. Мы обманываем себя, когда пытаемся рассказывать им, что такое «правильный ислам». Потому что в мусульманском мире нет ни Ватикана, ни верховной религиозной институции, да и подвидов ислама существует несколько. И радикальная ваххабитская/салафитская/джихадистская ветвь имеет немало сторонников.

И арабским диктаторам, и суннитскому духовенству выгодно препятствовать развитию реформистского течения ислама, которое могло бы стать альтернативой ваххабизму

Неопределенность европейской позиции выражается в неготовности решить, нужно ли требовать от иммигрантов-мусульман, чтобы те приспосабливались к ценностям Запада. Или же Европа и правда придумала политику мультикультурализма, потому что не хотела по-настоящему ассимилировать иммигрантов-мусульман, а мусульмане, которые уехали в Европу в поисках работы, а не новой идентичности, тоже не хотели ассимилироваться? Если это так, вскоре нас ожидают серьезные проблемы.

Неопределенность есть и в отношениях Вашингтона с Саудовской Аравией. С тех пор, как в 1979 году джихадисты завладели главной мечетью Мекки, заявив, что правители Саудовской Аравии были недостаточно праведными, государство углубило свои связи с ваххабитами – наиболее пуританской, антиплюралистической и шовинистской ветвью ислама. Выбранный Саудовской Аравией курс, наряду с доходами от нефти, благодаря которым в мусульманском мире появляется все больше вдохновленных ваххабитами мечетей, медресе и вебсайтов, подталкивает суннитов ко все более консервативным позициям. Посмотрите на фотографии выпускниц Каирского университета в 1950 году: вуали носят лишь немногие. И посмотрите на нынешний выпуск – с закрытыми лицами почти все. Открытый, мягкий, готовый к изменениям ислам, который был столетиями характерен для Египта: молись пять раз в день, но вечером не забудь залить все это пивом, - ужесточился под ваххабитским ветром.

Но из-за нашей зависимости от арабской нефти американские президенты даже не поднимают этот вопрос в отношениях с Саудовской Аравией. Впрочем, наркоманы никогда не ссорятся со своими дилерами. К сожалению, грань между ваххабитской ветвью ислама и жестоким джихадизмом ИГИЛ очень зыбка: парижские террористы родились во Франции, но при помощи местных вебсайтов и мечетей вдохновлялись ваххабитизмом, а не идеями Вольтера.

К тому же, война между суннитами и шиитами склонила многие суннитские режимы, благотворительные организации и мечети к поддержке радикальных групп джихадистов, потому что те сражаются против шиитов. Кроме того, вот уже 60 лет между арабскими диктаторами и суннитским духовенством существует негласный сговор: режимы финансируют суннитские мечети, сунниты поддерживают диктаторов. И тем, и другим выгодно препятствовать развитию современного, реформистского течения, которое могло бы стать альтернативой ваххабизму. Для возникновения такого течения, в котором нуждаются многие мусульмане, нужно свободное пространство.

«Мусульманам нужно «обновить программное обеспечение», которое закладывается в них школами, телевидением и мечетями – особенно небольшими местными мечетями, которые зачастую продвигают запрещенные идеи, - пишет египетский интеллектуал Мамун Фанди. – У нас нет иного выбора, кроме как разрушить существующую систему и перестроить ее в соответствии с общечеловеческими ценностями и культурой».

Иными словами, пыл джихадистов можно остудить, но для этого потребуется не одна революция. А для этого и мусульмане, и Запад должны покончить с неопределенностью и прекратить вести двойную игру.

Текст публикуется с разрешения автора. Оригинал на сайте NY Times

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.