21 ноября 2017, вторник

Facebook убивает профессии

комментировать
Сегодня каждый может настроить свою новостную ленту так, как ему захочется, не прибегая к услугам составителей дайджестов

«Раньше мне был нужен ты, журналист, а теперь — нет», — заявил как‑то певец Сергей Шнуров своему интервьюеру. Тут следует добавить, что только в Instagram у Шнура почти 400 тысяч подписчиков. Действительно, зачем нужны посредники-журналисты, которые могут исказить смысл твоих слов, если ты сам являешься полноценным медиа с огромным охватом? Другой пример уже из украинской жизни — бизнесмен и писатель Гарик Корогодский, у которого более 30 тысяч подписчиков в Facebook. Он не скрывает, что общение со столь внушительной аудиторией, в которую также входят видные политики, олигархи и другие ньюсмейкеры, помогает ему не только в продвижении книг, но и в популяризации социальных инициатив, защите бизнес-интересов и так далее.

Сейчас все стремятся к медийности, но еще не все поняли, что скрывается за этим словом. Медийный персонаж — не тот, к кому выстраивается очередь из десяти журналистов, а тот, чьих публикаций ждут десятки тысяч подписчиков. Не нужно созывать пресс-конференции или инвестировать в СМИ, если медиа — это ты.

Обратите внимание на следующий момент: едва ли не треть всех новостей начинается словами “как написал на своей странице в Facebook такой‑то…” Это раньше журналисты “выезжали на задание”, теперь они сканируют социальные сети, а затем результаты сканирования попадают в ленту новостей. Как долго еще просуществует профессия “сканера” в ситуации, когда каждый может настроить свою новостную ленту так, как ему захочется, не прибегая к услугам составителей дайджестов?

Пятнадцать минут славы каждый день: пять минут за утренний пост в Facebook, пять за дневной и пять за вечерний

Естественно, умирание профессий — процесс не мгновенный, но в наше время тренды сменяют друг друга гораздо быстрее, чем прежде. Чтобы выжить, журналисту придется переквалифицироваться в блогера, а еще лучше — в популярного блогера, то есть снова‑таки в самостоятельное медиа, нацеленное на определенную аудиторию и ценимое ею.

Пиарщику приходится обучаться навыкам маркетинга социальных медиа, а спичрайтеру — форматировать пламенные речи не для ораторских выступлений, а для Twitter. “Опасно понимать новые вещи слишком быстро”,— сказал как‑то американский писатель Джосайя Уоррен. Но понимать новые вещи слишком медленно — еще опаснее. К слову, сам Уоррен для издания своего еженедельника Мирный революционер был вынужден организовать собственную типографию. Не можешь найти подходящее медиа — сделай его сам.

Как показывает опыт последних лет, для создания популярного медийного персонажа его прототип необязательно должен быть яркой, талантливой, уникальной личностью. Зачастую достаточно внушительного бюджета, доли провокации, самоуверенности и напора. Отсюда растут корни феномена it-girls и it-boys, здесь же скрывается секрет популярности Пэрис Хилтон, Ким Кардашьян и других персонажей, главная заслуга которых — пьяные выходки, впечатляющих размеров ягодицы или что‑либо в этом роде. Хороший специалист сможет сделать звезду интернета даже из фикуса, если вы найдете на это деньги.

Впрочем, тех, кто способен научить максимально эффективно использовать соцсети для формирования правильного имиджа, — без преувеличения единицы.

Более того, профессия эта настолько новая, что для нее еще не придумали названия. Есть, конечно, такое определение специалист по SMM (social media marketing), но под ним подразумевают того, кто занимается продвижением бренда в соцсетях. А персональное продвижение по старинке доверяют пиарщикам широкого профиля, но не факт, что эти специалисты понимают все тонкости формирования любви и ненависти на базе социальных медиа.

Социальные сети убивают одни профессии, но создают другие. Благодаря собственной практике и общению с пишущими людьми могу сделать вывод о зарождении следующего тренда: все чаще люди, стремящиеся к медийности, будут обращаться к специалистам за разработкой правильного позиционирования в соцсетях. И речь давно уже идет не только о политиках, но и о бизнесменах, персонах шоу-бизнеса, деятелях культуры. Словом, обо всех, кому недостаточно пятнадцати минут славы раз в жизни, по определению Энди Уорхола. Тех, кому эти пятнадцать минут нужны каждый день: пять за утренний пост в Facebook, пять за дневной и пять за вечерний. Стань медиа или уйди со сцены — это новая реальность, детка.

Колонка опубликована в журнале "Новое время" 24 апреля 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.