27 июня 2016, понедельник

Иностранцы в Кабмине: гениальный ход или политический провал

комментировать
Идея пригласить экспатов в украинское правительство неизбежна. Но нужно понимать как плюсы, так и минусы подобной инициативы

Я неоднозначно отношусь к приглашению иностранцев в Кабмин. Могу понять логику и в какой-то степени неотвратимость подобного шага в нынешних условиях, но в самой инициативе есть как плюсы, так и минусы.

Первый минус – сам факт приглашения иностранцев в правительство будет многих раздражать. Более того, это может использоваться и уже используется в антиукраинской пропаганде со стороны России.

Также есть проблема психологическая. Приглашение иностранцев в Кабмин – свидетельство нашей неуверенности в себе и в чем-то даже неполноценности. Многие вспоминают даже Нестора-летописца с его «земля наша велика и обильна, да вот порядка в ней нету» и приглашением варягов на княжение. Это, конечно, отчасти шутка, но она отражает реальную неуверенность наших элит.

Кроме того, возникает вопрос политической ответственности. В условиях парламентско-президентской системы министры не только менеджеры, но и политические фигуры, которые несут коллективную ответственность перед парламентом, а через него – перед избирателями. И вот из этой схемы министры-иностранцы выбиваются. Да, на должность их предлагает конкретная политическая сила, но в механизме политической ответственности все же получается некий сбой, пусть и формальный. Важность этого аргумента, впрочем, переоценивать не стоит – ведь сохранится и коллективная ответственность правительства, и индивидуальная ответственность премьер-министра.

Чтобы суметь провести эффективные реформы, министр должен чувствовать страну, социально-политический подтекст. Иностранцам это может оказаться не по плечу

Еще один значимый минус – иностранец, даже работающий в Украине, воспринимает ситуацию несколько однобоко – с точки зрения менеджера. А министр-реформатор должен чувствовать социальный и политический контекст. Страну должен чувствовать, чтобы не перегнуть палку. Ведь без учета социально-политического фактора, что, кстати, произошло в Грузии, можно легко проиграть, не успев довести реформы до конца.

Теперь о плюсах и причинах того, что решение все-таки было принято. В первую очередь, это дефицит эффективных реформаторов в Украине – людей, которые не только могут, но и готовы взяться за реформы. К сожалению, это серьезная проблема, из-за которой пришлось обратиться к такому нестандартному инструменту, как рекрутинг и приглашение иностранцев.

Вторая важная причина, по которой приглашают иностранцев – отсутствие у них связей и обязательств перед бизнес-кругами. Особенно это касается таких ведомств, как МОЗ. Почему туда зовут грузина? Потому что связь министра здравоохранения с местными бизнесами или политическими группами может оказаться очень значительным фактором. Не случайно у нас так часто меняются министры охраны здоровья – они становятся заложниками интриг и борьбы разных мафий в этом ведомстве за поставки оборудования, распределения медицинских услуг, лицензий и тому подобное. Иностранец в таком случае может оказаться оптимальной фигурой – как минимум, на первых порах.

Кроме того, нужно, чтобы не было и политической зависимости, поскольку министр-член партии в процессе реформ неизбежно будет думать о рейтинге этой партии. Или его товарищи по партии будут напоминать, что делать непопулярных шагов не стоит. У реформаторов-иностранцев такой боязни не будет, скорее наоборот – борьба за собственную репутацию и успешность реформ. Таким образом, личный интерес будет совпадать с общегосударственным.

И еще один важный момент – имиджевый. Как это ни парадоксально, к иностранным министрам-реформаторам наше общество куда более благосклонно, чем к украинским. Похоже, в обществе действительно существует такая тенденция. Как говорится, «нет пророка в своем отечестве». Сошлюсь на своего коллегу, одного из идеологов административно-территориальной реформы в Украине, Юрия Ганущака, который в дискуссии об иностранцах-консультантах сказал, что к словам иностранца о необходимости той или иной реформы относятся с большим доверием. У наших всегда подозревают скрытый интерес – личный или групповой. Иностранцу верят больше – отсюда такое безудержное доверие к покойному Бендукидзе и отсутствие такой фигуры у нас. Никто даже не в состоянии назвать человека, который смог бы стать «украинским Бендукидзе».

Вот такой набор факторов и привел к практическому воплощению идеи иностранцев-реформаторов в Кабмине.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.