8 декабря 2016, четверг

Третья мировая-2017. Одесский кинофестиваль и война на Востоке

комментировать
Российская интеллигенция занята философскими спорами и идеологическими битвами, тогда как в Украине идет реальная война

Наверное, вы знаете, что в эти дни в Одессе проходит Одесский международный кинофестиваль. В конкурсной программе фестиваля есть сразу два фильма, которые так или иначе говорят о том, что происходит сейчас в Украине.

Первый — украинский фильм «Плен» Анатолия Матешко. Это история о десятке человек, которые волей судьбы и обстоятельств оказались заложниками пары бандитов, которые укрываются в доме посреди поля. Режиссер не раскрывает фон, но очевидно, что речь идет про прифронтовую зону АТО, которая то и дело, меняет флаги и на которой очень легко в несколько мгновений оказаться не на фронте, а в тылу противника. Это действительно великолепный фильм с точки зрения режиссуры, операторской и актерской работы. Фильм, кстати, сняли за семь дней, что лично для меня говорит о том, что это действительно эмоциональная близкая тема для тех, кто пришел на кастинг. Не нужно играть то, что ты на самом деле чувствуешь.

Второй — хорватско-сербский фильм «Зенит». Удивительный копродакшн серба и хорвата, в котором спустя двадцать лет после конфликта между их странами они пытаются показать, что любовь возможна, несмотря на все, что произошло между их народами. История с одними же и теми актерами, но в разных исторических декорациях (1991, 2001 и 2011). Боль и ненависть сменяются равнодушием и апатией и только потом рождается что-то, что может вырасти в настоящую любовь. Время лечит, но его нужно много.

Если эти два фильма о реальности, то фильм, про который я хочу написать, об утопическом мире. Над его созданием команда работала более четырех лет, поэтому их сложно упрекнуть в предвзятости, в связи с тем, что сегодня происходит. На сцену для представления «Под электрическими облаками» вышли два продюсера — Андрей Савельев и член жюри международного конкурса ОМКФ Дариуш Яблонски.

«Когда я увидел сценарий, в котором говорилось о всемирной войне в 2017 году, мне было сложно в это поверить, но я сразу ухватился за него», — делится впечатлениями Дариуш Яблонски, — Посмотрите этот фильм, чтобы понять, что в голове у россиян сегодня».

После этого на экране появляется гигантский логотип Первого российского канал и украинского госагентства по вопросам кино. Удивительная копродукция для сегодняшней Украины и России, не правда ли?

Почему этот фильм Алексея Германа-младшего так важен сегодня? Я бы назвал его современной «Сладкой жизнью» благодаря тому внутреннему пространству фильма, которое позволяет дискутировать на очень широкие темы. События происходят в 2017 году, в технологически развитой российской столице, которая находится в преддверии Третьей мировой войны. Крупных чиновников арестовывают и отбирают активы, а российские музеи наводняют туристы из Китая и Японии.

Мы становимся свидетелями внутреннего монолога людей из разных слоев общества, в где смешались надежда и страх, ненависть к глобализму и ностальгия по прошлому.

В фильме мы видим, что война, на самом деле, уже началась. Строятся гигантские торговые центры, прокладываются новые дороги, сносятся старые центры духовности, чтобы построить новые. Герои фильма чувствуют себя винтиками системы, которая начала свое движение и над которым они не властны. Кто-то боится войны, кто-то готов покончить с собой, чтобы не видеть капиталистической России, кто-то собирается с духом, чтобы создавать что-то новое.

Этот фильм удивителен тем, что тут нет критики современной России. Мы видим подавленность под влиянием глобальных течений, влекущих общество в неизвестность, которая и страшит, и манит. Мы видим мир глазами российской интеллигенции, которую никто не слушает и не слышит, и ей остается только осмыслять, спорить, адаптироваться или уезжать, только и всего.

Сравнивая первые два фильма с третьим, становится понятно, что то, чем заняты головы умных и толковых россиян — это высокие споры и идеологические битвы, в то время как за границами этой искусственной Вселенной, где людей раздражают «электрические облака» из рекламы, идет другая, настоящая война. Война за выживание.

В качестве послесловия расскажу про еще один «говорящий» фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Этот фильм как раз о той России, которой не существует для спорящих о будущем этой страны. Мы видим умирающее село, единственной связью с миром для которого является почтальон Тряпицын. Писем уже давно никто не пишет, но он приносит свежую почту, рассказывает новости, приносит пенсии, создает небольшой движение в застывшем мире. Главным символом этого фильма является космическая база, которая находится по соседству с этим селом и на которую потрачены триллионы рублей. Космос и забытая жизнь, которую можно заполнить только алкоголем - вот такое соседство.

Одесский кинофестиваль задал неплохой темп дискуссии вокруг того, что сейчас происходит на нашей восточной границе и почему. Мне лично кажется, что тут речь идет о столкновении фатализма с твердой жизненной позицией. По ту сторону люди привыкли покоряться судьбе, что бы нового и страшного она не несла. Российская философия создает мир, в котором можно понять жестокость, преступление - все, что угодно. Понять и простить.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.