15 декабря 2017, пятница

Дорога к свободе

комментировать
Удивительно, как много после Майдана пролито крови, пота и слез и насколько недостаточен результат

Удивительно, как много после Майдана пролито крови, пота и слез и насколько недостаточен результат

Мы по‑прежнему плетемся в самом хвосте европейских стран по показателям экономической свободы, коррупции, благосостояния граждан. В чем причина?

Удивление — начало философии. Удивительно, как много после Майдана пролито крови, пота и слез и насколько недостаточен результат. Мы по‑прежнему плетемся в самом хвосте европейских стран по показателям экономической свободы, коррупции, благосостояния граждан.

В чем причина? Можно твердить о том, что народ не готов к реформам, что мешают популисты, но это детские отговорки. Мое объяснение — то, что преподносилось как реформы, было концептуально очень слабым. Правительство и парламент пытались подлатать старую систему, вместо того чтобы честно признать: система нереформируема, ее нужно менять — причем практически во всех сферах жизни.

К сожалению, гражданское общество включилось в игру с системой под названием “реформы, базирующиеся на консенсусе”. Что получается, когда ищешь консенсус с противниками реформ? Ровно то, что мы имеем,— 1,5–2 % экономического роста после 16 % провала 2014–2015 годов, инвестиционная засуха, атмосфера депрессии и безнадеги.

Мы вместе с Центром экономической стратегии поставили перед собой задачу создать внутренне непротиворечивую программу быстрых и глубоких реформ, не предполагающую возможности компромисса с коррупционерами и группами, паразитирующими на слабости государства. Политический процесс — даже после полной перезагрузки власти — наверняка внесет коррективы в наработки. Тем важнее иметь программу-benchmark, которая позволит оценивать эффективность работы нового поколения политиков.

Реформы делаются для людей. И тогда у нас все получится

Чтобы сэкономить время на споры, мы сформулировали несколько ключевых принципов.

При прочих равных предпочтение отдается “частным”, а не “государственным” решениям. Украина, перераспределяющая через бюджет большую долю национального дохода, чем Германия, слишком бедна, чтобы позволить себе такое большое государство. У нас нет ни глубоко укорененной культуры сдержек и противовесов, ни ресурсов на гражданский мониторинг политических и публичных финансов. Наше государство неудовлетворительно исполняет свои ключевые функции (охрана права, безопасность, оборона), притом что все остальные его функции, по сути, приватизированы. Украине требуется ренационализация ключевых функций и максимально глубокое дерегулирование, когда речь идет о неключевых функциях. Иначе мы никогда не добьемся прозрачности и подотчетности.

В ситуации неопределенности выбираем варианты реформ, создающие больше свободы для граждан. Мы должны деполитизировать принятие экономических решений, освободить граждан и компании от постоянного ожидания подвоха со стороны государства.

Всеобъемлющая либерализация — все, что не запрещено, разрешено. Самая эффективная поддержка, которую государство может оказать бизнесу,— ликвидация барьеров. На первом этапе — регуляторная Хиросима с устранением не только вредного регулирования, но и органов-паразитов (хороший пример — архитектурный надзор), на втором — максимально высокие барьеры для желающих заработать на новом регулировании.

При выборе между быстрыми и поэтапными реформами предпочтение отдается первым. Быстрые реформы не дают опомниться коррупционерам и врагам реформ, любая поэтапная реформа содержит в себе семена собственного провала.

Нулевая терпимость к коррупции. Сегодня коррупция — основной инструмент госуправления. Необходимо подвести черту, объявив налоговую и имущественную амнистии (они не будет распространяться на лиц, совершивших насильственные или коррупционные преступления). Тех, кто пожелает проверить новую Украину на прочность, милости просим за решетку.

Импорт институтов из развитых стран — кратчайший путь к успеху. Зачем изобретать велосипед? Давайте пользоваться тем, что придумали и внедрили наши более успешные союзники. Речь идет, например, о принятии фармацевтических и строительных стандартов, прямом доступе на наш рынок филиалов банков и финансовых компаний-субъектов пруденциального надзора в странах ОЭСР, вынесении финальной судебной инстанции по коммерческим спорам в честную юрисдикцию, признании дипломов и ученых званий развитых стран.

Цифровое государство — максимальное использование IT-решений. Благодаря IT-революции в некоторых сферах Украина может перескочить c последних позиций в мире на первые. Хороший пример — электронные аукционы на блокчейне, с помощью которых можно продавать госимущество и сдавать его в аренду. Минус — коррупция, плюс — конкуренция и доходы в бюджеты всех уровней.

Я бы добавил к этому списку только один пункт. Реформы делаются для людей. И тогда у нас все получится.

Колонка опубликована в журнале Новое время за 15 июля 2016 года. Републикация полной версии текста запрещена

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.