28 июля 2017, пятница

Утилизировать нельзя игнорировать

комментировать
Когда число электрокаров, как и гаджетов с литиевыми батареями, вырастет до предельного - а это время не за горами, - властям и экологам придется всерьез задуматься об утилизации батарей

Батарейки, как и аккумуляторы мобильных телефонов и ноутбуков, относятся к опасным отходам. По закону они должны собираться отдельно от других, поступая впоследствии на специализированные предприятия, получившие лицензии на их утилизацию. И организовывать такой отдельный сбор, в соответствии с нормами действующего законодательства, должны органы местного самоуправления. В сфере их ответственности находится разработка и утверждение схем санитарной очистки населенных пунктов, а также организация сбора и утилизации бытовых отходов, создание полигонов для их захоронения и, в том числе, организация раздельного сбора полезных компонентов этих отходов.

На практике же у нас замечательные законы, которые просто не выполняются, и, по крайней мере в Киеве, это стало вопросом ответственности самих горожан, которые в подъездах устанавливают контейнеры для сбора батареек или люминесцентных ламп, а затем передают собранные отходы волонтерам. В некоторых городах Украины, в частности, в Каменце-Подольском, местные власти ввели сбор и утилизацию таких ламп за счет местного бюджета.

К чему я веду. Местным властям удобно закрывать глаза и не замечать, сколько использованных батареек попадает в общий мусорный бак, но одна пальчиковая батарейка загрязняет 20 квадратных метров земли и 400 литров воды.

Когда мы говорим, о развитии рынка электромобилей в Украине, вопрос утилизации батарей всегда звучит одним из первых. Мол, не столько украинцы на заправке сэкономят, сколько вреда окружающей среде нанесут.

Одна пальчиковая батарейка загрязняет 20 м2 земли и 400 л воды. Площадь загрязнения от неутилизированной батареи электрокара сопоставима с площадью Черновцов

Вопрос действительно актуальный и не только для батарей от электромобилей. Аккумуляторы от ноутбуков, фотоаппаратов, телефонов также нуждаются в утилизации.

Вес пальчиковой батарейки - 45 граммов. Вес аккумулятора электромобиля – 300-400 кг. При этом батарея рассчитана на определенный срок службы (обычно до 8 лет), после чего блок подлежит замене. Вспоминаются стихи моего однофамильца, поэта Евгения Евтушенко: «Ты говорила шепотом: а что потом? А что потом?».

А потом кому-то придется принимать ответственные решения. Ведь площадь загрязнения, если батарея электромобиля не будет утилизирована, сопоставима с площадью Черновцов. Автомобильный аккумулятор в мусорный бак не выкинешь и не заметить его тоже нельзя, соответственно, местным властям или автопроизводителям нужно что-то предложить. У старых батарей три сценария дальнейшей судьбы – их могут использовать в других областях, переделать под новые задачи, а могут и полностью разобрать с целью извлечения вторсырья.

Как эту проблему можно решить в Украине?

Например, создать утилизационный фонд. Идея в следующем: отменить все налоги на электромобили и ввести единый утилизационный налог. Собственник электромобиля платит, условно, $2 000, номер батареи заносится в единую базу, а человек получает сертификат на предъявителя. Авто ездит 8-10 лет, после чего его владелец идет с сертификатом в фонд, где ему возвращают 50% взноса. Так у собственников электромобилей появится интерес, чтобы не выкинуть батарею на помойку, а сдать ее на утилизацию. При этом фонд может быть финансово самостоятельной структурой, функционируя за счет оборота денег, которые находятся на его счету до момента сдачи батареи. Такая же схема может работать с батареями ноутбуков или телефонов. Даже сдача на утилизацию обыкновенных батареек может быть выгодна потребителю. Батарейки для музыкальной игрушки сына стоят 100 гривен. И я был бы не против иметь возможность сдать их на утилизацию, например, за 25 гривен.

Идея с утилизационным фондом – только один из возможных вариантов, который, безусловно, требует тщательной проработки и расчетов. Но то, что в этом направлении уже пора начинать думать – факт.

Конечно, эта схема не может существовать без строительства утилизационных или перерабатывающих заводов. В мире есть уже сотни примеров таких производств, которые вполне можно внедрить и в Украине.

Интересный пример повторного использования литиевых батарей в прошлом году продемонстрировала компания Nissan: она построила большой буферный накопитель на основе десятков снятых с машин литиевых аккумуляторов. После пяти лет или 100 000 км пробега в таких батареях остаётся около 70% начальной ёмкости. В автомобилях они работали уже неважно, зато отлично сгодились для гигантской солнечной электростанции близ Осаки.

Фирмы General Motors и ABB разработали технологию использования аккумуляторов после завершения их жизненного цикла для электроснабжения дома. По мнению разработчиков, подобное решение можно будет использовать в будущем для электроснабжения домов или небольших коммерческих структур в случае пропадания сетевой энергии. Система может заряжаться в ночное время на низком тарифе, или же от систем солнечной или ветровой энергетики.

Пока компании завоевывают рынок, вопрос утилизации или вторичной переработки является их головной болью. Но когда число электрокаров, как и гаджетов с батареями, вырастет до предельного (а это время не за горами), задуматься придется уже местным властям и экологам. Украинские власти могли бы подумать на несколько шагов вперед и простимулировать инвесторов, чтобы те создали в Украине заводы по переработке отработанных батарей.

Можно хотя бы посмотреть, с кем в этом направлении можно сотрудничать – например, французская компания SNAM и бельгийская Umicore N.V. уже сегодня принимают на переработку батареи от Приусов, а также других гибридов.

И думать об этом придется, потому как вряд ли найдутся волонтеры, которые захотят вместо государства заботиться об экологии – масштабы другие.

Если у кого-то из читателей есть мысли на этот счет, делитесь.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.