4 декабря 2016, воскресенье

Почему изменение Конституции раскололо страну

комментировать
Причиной трагедии стало то, что власть не понимает или не хочет понимать саму суть конституционного процесса

События, случившиеся 31 августа под стенами украинского парламента, всколыхнули страну. Принятие предложенных президентом изменений в Конституцию в первом чтении спровоцировало столкновения сторонников праворадикальных партий с правоохранителями. В результате, как утверждает министр внутренних дел Арсен Аваков, один из сторонников партии «Свобода» и одновременно боец милицейского батальона специального назначения Игорь Гуменюк бросил боевую гранату в нацгвардийцев, защищавших парламент от митингующих. Погибло трое сотрудников правоохранительных органов. Более ста человек получили ранения.

Власть поспешила обвинить в трагедии Россию и своих политических оппонентов. Лидер «свободовцев» Олег Тягнибок заявил, что власть начала политическую расправу над его партией. На следующий день в знак протеста против голосования за конституционные изменения Радикальная партия Олега Ляшко вышла из парламентской коалиции.

Наиболее трагичное в этой истории, что как среди радикалов, пытавшихся штурмовать парламент, так и среди сотрудников правоохранительных органов, было немало бойцов, которые, рискуя собственной жизнью, защищали свободу и независимость Украины в Донбассе. Поэтому версия о том, что конфликт был лишь провокацией российских спецслужб, выглядит не слишком убедительно.

Что же спустило крючок кровавого конфликта? Я уверен, глубинной причиной трагедии стало то, что власть не понимает или не хочет понимать суть конституционного процесса.

Вместо аргументов в ход пошли дубинки, слезоточивый газ и, в конце концов, боевая граната

Если рассматривать Конституцию как формализацию общественного договора, то любые изменения в ней должны получить не только формально-юридическую, но и общественную легитимность. Это означает, что решение по конституционным изменениям необходимо принимать максимально прозрачным и инклюзивным образом. Я даже рискну утверждать, что прозрачность и инклюзивность процедуры обсуждения и принятия поправок к Конституции важнее их содержания.

Когда-то Нельсон Мандела описал в своей автобиографии «Долгий путь к свободе» идеал инклюзивной демократии: «Встречи продолжались до тех пор, пока не достигали какого-то консенсуса. Они заканчивались единогласным решением или же вообще не заканчивались. Единодушие, однако, могло сводиться к согласию, что каждый остается при своем мнении и что стоит подождать более благоприятного момента, чтобы предложить решение. Демократия означала, что необходимо было услышать каждого и что решение принимали вместе как народ».

К сожалению, президент Украины пошел прямо противоположным путем. Созданная им Конституционная комиссия фактически не готовила изменения в Конституцию в части децентрализации власти, а выступила с тем, что англоязычные народы называют rubber stamp для документа, который подготовил анонимный секретариат, не имеющий никакой легитимности, поскольку Комиссия его не формировала. Мое личное общение с несколькими членами Конституционной Комиссии лишь подтвердило этот позорный факт.

К сожалению, следует признать, что уважаемые западные институты, пренебрегая своими традициями нейтральности и беспристрастности, начали активно поддерживать президентский проект конституционных изменений. Так, Венецианская Комиссия, обратившись к нетипичной процедуре предоставления «предварительного заключения», в рекордно короткий срок рассмотрела и положительно оценила конституционные изменения, разработанные анонимным секретариатом и представленные спикером Владимиром Гройсманом как плод работы, собственно, Конституционной комиссии.

Менее чем через неделю после обнародования заключения Венецианской комиссии проект закона о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти) был наспех доработан, после чего президент официально внес его в парламент. Через 2 недели, 15 июля 2105, президент отзывает свой законопроект и вносит в ВР его доработанную версию, в которой появляется норма о дополнении переходных положений Конституции печально известным п. 18, который будет определять, что «особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом».

На следующий же день парламент направил президентский законопроект в Конституционный суд для получения заключения о соблюдении процедуры и соответствия правам человека. СМИ сообщали о почти неприкрытом давлении на народных депутатов с целью заставить их голосовать за соответствующее постановление со стороны представителей власти и дипкорпуса США и европейских стран.

Еще через две недели КСУ решил, что законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти соответствует Конституции Украины. Одновременно четыре судьи КСУ выразили особое мнение о невозможности принятия изменений в Конституцию в предложенной президентом редакции.

В течение августа текущего года к президенту и парламенту неоднократно публично обращались авторитетные представители экспертного сообщества и гражданского общества, в том числе трое судей КСУ в отставке, предостерегая от поспешного принятия изменений в Конституцию. Однако президент избрал тактику «продавливания» через парламент предложенных изменений в Конституцию, апеллируя к необходимости выполнения т.н. Минских соглашений. В противном случае, по логике президента и его единомышленников, Запад не сможет продлить санкции против России.

Наконец 31 августа Верховная Рада Украины приняла предложенные изменения в первом чтении. Три из пяти фракций коалиции голосовали против, однако промосковский «Оппозиционный блок» и две парламентские группы, в которых находится много бывших членов «Партии регионов», поддержали пропрезидентскую «Солидарность» и пропремьерский «Народный фронт».

Неудивительно, что такая торопливость и непрозрачность конституционного процесса не только расколола украинский политикум, но и радикализировала общество. Вместо аргументов в ход пошли дубинки, слезоточивый газ, дымовые шашки и, в конце концов, боевая граната, что привело к человеческим жертвам и увечьям.

К сожалению, украинские политики не вынесли урока из этой трагедии. Как провластные, так и оппозиционные партии накануне местных (и вероятных после раскола коалиции досрочных парламентских) выборов играют на дальнейший раскол страны.

«Точка сборки» страны возможна только вне украинского политикума. Создать инклюзивную площадку для открытого обсуждения основных принципов совместного будущего - неотложная задача гражданского общества. Поскольку единственная альтернатива широкому и честному общественному полилогу - война всех против всех.

VoxUkraine специально для Нового Времени

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.