8 декабря 2016, четверг

Вечная школа

комментировать
Как изменится образование, какие страны выиграют, сделав ставку именно на эту сферу, и почему в будущем придется учиться всю жизнь

Почему вдова Стива Джобса Лорен объявила в США конкурс с призовым фондом $ 50 млн на лучший проект новой супершколы?

Почему Финляндия, имеющая одну из самых качественных образовательных систем в мире, запустила очередной реформаторский проект под названием HundrED, ориентированный теперь на глобализацию и будущие сто лет?

Почему об образовании говорят везде и все: от Центральноафриканской Республики до Сингапура, на Всемирном экономическом форуме в Давосе и кухне в троещинской многоэтажке, родители, бизнесмены, политики и ученые?

Потому что, как писал Томас Фридман в своем мировом бестселлере Мир плоский, слияние двух определяющих тысячелетних процессов — технологической революции и глобализации — привело к тому, что впервые в истории человек как индивидуум может действовать глобально. До недавних пор это была привилегия государств и корпораций, но теперь — возможность каждого.

Еще одна причина: мир больше не заинтересован в среднем уровне квалификаций и услуг. А значит — и в среднем уровне образования. Конечно, государствам и большим корпорациям выгодно, чтобы люди были научены стандартным правилам сожительства и продолжали как можно больше потреблять. Но средний уровень образования уже не обеспечит средний уровень жизни, как это было раньше.

Компьютеры, машины и роботы уже сегодня справляются со многими задачами гораздо лучше людей, а дальнейшая технологическая революция вместе с развитием интернета вещей и искусственного интеллекта откроет еще больше возможностей для качественного и быстрого (по сравнению с человеком) выполнения физических и умственных заданий.

Лучший способ прогнозировать будущее — создавать его таким, каким мы хотим видеть его сами

Эти четыре тенденции — революционная автоматизация, развитие искусственного интеллекта, интернета вещей и социальных машин — движущие силы, которые уже сегодня меняют экономические отношения, уничтожают одни профессии и создают другие, бросая вызов человечеству.

На фоне происходящего возникают два важных вопроса: что нам остается делать в будущем и кем нам остается быть? Поиск ответов вызывает еще больше вопросов. Но это естественный процесс, благодаря которому нередко происходят настоящие открытия и появляются не только новые технологии, но и новая философия.

При этом очевидно, что роль образования становится еще важнее и определяющей. Она всегда была такой, но еще никогда ранее не было столь четкого осознания критичности не просто образования, а учебы в течение всей жизни.

Шесть из десяти учеников, отправившихся в этом году в школу, через 20–30 лет будут работать в профессиях, которых сегодня еще нет. Только вдумайтесь в это, и станет понятно, что пора вести речь не о создании новой системы образования, а о расширении парадигмы образования, постоянных изменений и совершенствования.

Будущее образования — не в новой системе. Какой бы продвинутой она ни была в момент создания, со временем она устареет. Будущее — в эффективной и гибкой мозаике образования со смешанным офлайн и онлайн-обучением. В равноправном объединении формальной системы с неформальными и информальными форматами. В нелокальном процессе обучения не только в пределах одного города или страны, но и с региональными и глобальными тематическими классами и проектными группами обучения.

Кроме таких очевидных навыков XXІ века, как цифровая, финансовая, языковая и предпринимательская грамотность, а также развитые навыки мышления, в будущем важна глобальная и гражданская грамотность. Речь идет об умении понимать другие культуры и религии, сотрудничать с носителями отличной от твоей самоидентификации; осознании своих гражданских прав и обязанностей, а также восприятии демократии в первую очередь в качестве лаборатории постоянного обучения и улучшения взаимодействия между людьми.

Что же на фоне этих вызовов делать нам в Украине, здесь и сейчас?

В первую очередь уяснить, что ни одно государство не в состоянии самостоятельно провести реформу образования. Это задача для всего общества. Государству необходимо лишь создать возможности для реформирования. Дальше дело за прогрессивными педагогами, социально-ответственным бизнесом, родителями и детьми. Затем на основании лучших примеров трансформируется и сама система.

В Украине уже начался этот процесс. Достаточно привести в пример такие инициативы, как Prometheus, EdCamp, Про.Світ, Академия лидерства, школа Афины, School Angels. Осталось дать им и многим другим внутри и вне системы свободу в распространении лучших практик на всех уровнях и во всех формах без препятствий, которые создают, как правило, бюрократия, равнодушие и популизм.

Пройдет немного времени, и благодаря технологиям и действиям образовательных предпринимателей самый качественный учебный контент будет доступен всем, как электроэнергия или мобильная связь. И выиграют страны, поставившие на производство четырех инноваций,— контекста, мотивации, управления и пространства.

Лучший способ прогнозировать будущее — создавать его таким, каким мы хотим видеть его сами. Если считаем, что способны на это или неспособны, в обоих случаях — мы правы. Здесь вопрос выбора. И выбор — за каждым из нас.

Колонка опубликована в журнале Новое Время за 3 июня 2016 года в рамках проекта "Украина и мир 2030". Републикация полной версии текста запрещена

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.