2 декабря 2016, пятница

Другая Европа. Кто виноват в проблеме беженцев

комментировать
Польша заняла позицию осажденной крепости в вопросе беженцев. И с ней согласны многие страны Центральной и Восточной Европы

Когда польская либеральная ежедневная газета Gazeta Wyborcza подняла дискуссию о том, почему Польша должна принять беженцев из Сирии, это спровоцировало бурную реакцию среди читателей издания. Большинство были очень негативно настроены.

Интернет-сайт газеты осадили пользователи, писавшие, что мусульманам нет места в Польше, преимущественно католической стране, что Польша - для поляков. Другие предлагали отправить беженцев в бывший немецкий концентрационный лагерь Аушвиц, куда на верную смерть были отосланы десятки тысяч евреев. Тон разговоров был настолько расистским и ксенофобским, что на каком-то этапе Gazeta Wyborcza закрыла свой сайт.

Польский премьер-министр Эва Копач, чья правоцентристская Гражданская Платформа, похоже, может потерпеть большое поражение на парламентских выборах 25 октября, приложила очень мало усилий для того, чтобы способствовать иному, более сочувственному тону дискуссии. И это печально.

В последние годы Польша разработала достаточно уверенную внешнюю политику, в Европейском союзе ее начали рассматривать, как серьезного игрока. Отсутствие лидерства ставит эту репутацию на карту.

Все страны-члены ЕС внесли свою лепту в нынешнюю слабость Евросоюза

Действительно, Польша практически заняла позицию осажденной крепости относительно проблемы беженцев. И эту позицию разделяют большинство стран Центральной и Восточной Европы. В этом регионе негативно относятся к планам Еврокомиссии распределить соискателей убежища по всем странам-членам ЕС.

Но недавно ряд интеллектуалов региона решили заявить, что не согласны с позицией лидеров их стран. 18 сентября сто писателей и историков, артистов и журналистов, театральных режиссёров и правозащитников написали открытое письмо, обнародованное польским аналитическим центром Фонд имени Стефана Батория.

Центральная и Восточная Европа, написали они, «не должна отказываться» от помощи беженцам. «К сожалению, многие жители нашего региона не согласны с подобным мнением», - говорится в письме.

Это письмо является показательным по трём важным причинам. Во-первых, кажется, что западные европейцы до сих пор не понимают жителей Центральной и Восточной Европы. Более того, они даже не были уверены, смогут ли бывшие коммунистические страны стать частью ЕС.

«После 1989 года, - пишут авторы, - в Европейском союзе были сомнения относительно способности центральноевропейских стран – от Балтии до Румынии и Болгарии – интегрироваться в западную цивилизацию в виду особенностей истории, политических традиций и состояния наших экономик». Ощущение того, что они другие или даже второклассные нельзя недооценивать.

Второй аргумент авторов звучит следующим образом: «… наша часть Европы не являлась основным источником угроз для Евросоюза на протяжении этого тяжелого десятилетия».

Это неискренний аргумент. Одиннадцать стран региона являются членами ЕС, и они вместе не только поддерживали в свое время авторитарные режимы в Северной Африке и на Ближнем Востоке, но и не смогли выработать общей стратегии в отношении «Арабской весны» и последовавших за ней восстаний. У Евросоюза до сих пор нет долгосрочной стратегии в отношении его восточных и южных соседей. Стоит также напомнить, что большинство стран Центральной Европы поддержали возглавляемое США вторжение в Ирак в 2003 году.

Дистанцироваться от общей вины; верить, что Центральная и Восточная Европа не должны нести какой-либо ответственности за тот хаос, который царит в Евросоюзе сегодня – это самоустранение от проблем. Стоит вопрос о неспособности ЕС предвидеть кризис и бороться с ним. Так что все страны-члены ЕС внесли свою лепту в нынешнюю слабость Евросоюза.

Третий важный аспект выложенного письма показывает глубинную суть восприятия беженцев жителями Центральной и Восточной Европы.

Авторы пишут о том, что «в отличие от бывших колониальных и империалистических государств, которые после Второй мировой войны приняли большое количество иммигрантов, страны Центральной и Восточной Европы имеют скудный опыт сосуществования с представителями других культур из далеких стран». Тем не менее, продолжают они, «мы обязаны проявлять сострадание и оказывать им помощь. Это также наша обязанность, как европейцев».

Авторы говорят именно о том, за что стоит Европа: о солидарности и ответственности. «Отказываясь помочь им, мы отказываемся от самой идеи европейской солидарности… Мы подрываем ту солидарность, которую другие народы когда-то проявили по отношению к нашим странам».

Авторы открывают давно назревшую дискуссию относительно идентичности этой особенной части Европы. До Второй мировой войны здесь была какофония языков – большое разнообразие различных культур, религий, этносов. Однако советская и нацистская оккупация в значительной мере разрушила этот мир, закрыв регион для всего другого.

Подобные вещи меняются медленно. Десятки тысяч молодых людей, выходцев из этого региона, работают или учатся в Западной Европе. Но этих перемен недостаточно, чтобы побудить политиков-популистов Центральной и Восточной Европы вспомнить прошлое и встать на защиту европейских ценностей. Именно поэтому это письмо столь важно.

Больше мнений здесь.

Перевод НВ

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.