23 мая 2017, вторник

Какие партии пора убрать из политики

комментировать
Нужно законодательно запретить участвовать в выборах тем, у кого нет экономической программы

Однажды французский премьер-министр времен Первой мировой войны Жорж Клемансо, обращаясь к французским военным, сказал крылатую фразу: «Война слишком серьезное дело, чтобы поручать его военным». Мне кажется, настало время ее перефразировать и, обращаясь к украинским политикам, сказать: «Политика государства - слишком серьезное дело, чтобы поручать ее исключительно политикам».

Что я имею в виду? Под влиянием СМИ мы смирились с тем, что украинская политика - это кантовская «вещь сама по себе», не имеющая никакого отношения к нуждам и чаяниям украинского населения и представляющая собой просто «игры олигархата», в рамках которых один олигархический клан сменяет другой. Великий американский социолог и экономист Дуглас Норт называет это практикой «естественного государства», когда «элиты - члены господствующей коалиции - соглашаются уважать привилегии друг друга, ограничивая доступ к этим привилегиям только членами господствующей коалиции».

А роль народа сводится к рукоплесканию событиям, происходящим на национальной политической сцене. Взамен народ получает небольшие крохи от перераспределения ренты, которая создается экономической системой государства и присваивается господствующей олигархической коалицией.

Этот политический спектакль не нравится украинскому народу как минимум со времен первого Майдана. Но в результате общественного движения политическая система «естественного государства» никогда еще не была демонтирована, поэтому после снесения очередной олигархической системы она восстанавливается снова и снова, так же, как когда-то отрастали головы чудовища Гидры, отрубленные Гераклом.

Следует совершить переход от украинского «естественного государства» к «государству открытого доступа»

Что же делать? Нужно совершить переход, как это предполагает «институциональная теория» Дугласа Норта, от организации украинского «естественного государства» к «государству открытого доступа» или государству западного типа, которое характеризуется сильным и динамичным гражданским обществом с большим числом организаций, более децентрализованным правительством, широким распространением безличных социальных взаимоотношений, включая верховенство права и защиту права собственности.

Нам говорят, что это длительный процесс, который должен растянуться минимум на десятилетия, подобно тому, как Моисей водил свой народ по пустыне 40 лет. Действительно, исторически Великобритания, Франция и США осуществили переход к государству отрытого доступа между 1800 и 1850 годами. Однако история знает и более короткие периоды трансформации - Испания после смерти диктатора Франко в 1975 году.

На какие примеры нам ориентироваться? Ответ очевиден. У украинского общества нет 50 лет на трансформацию. Мы должны сделать это в гораздо более сжатые сроки. Иначе украинское государство может постигнуть судьба Речи Посполитой, которая в конце XVIII века не справилась с аналогичными вызовами истории.

Мы знаем, за счет чего общества производили такие трансформации. Тот же Дуглас Норт приводит пример, когда переход к более прогрессивным формам организационного управления военно-морским флотом в Семилетней войне 1754-1763 годов привел к кардинальным изменениям британской государственной административной системы, что и стало тогда началом трансформации Британии от «естественного государства» к «государству открытого доступа» в целом.

Какими были эти организационные изменения? Создание внешнего финансового рынка, особенно военно-морских векселей, заключение контрактов на поставки британскому военно-морскому флоту на конкурентных условиях, что привело к повышению качества поставок и снижению их стоимости. Новая система смогла обеспечить высокое качество продуктов питания, что позволило британскому флоту держаться в море более 6 месяцев (а не один месяц, как французский флот), и предотвратить снабжение французских войск в Канаде, да и по всему миру.

Приведенный пример подсказывает нам, что ключ к решению проблемы перехода от «естественного государства» к «государству отрытого доступа», что является целью обоих Майданов, всегда лежит в управленческой революции, проведенной в работе государственных органов.

Государственные органы формируются в результате политического процесса, в котором к власти приходят политические партии, победившие на выборах. Поэтому от того, какие у них и программы, и зависит государственное экономическое развитие. Партия не может проводить эффективную политику без наличия стратегии и тактики достижения успеха.  

Но ни у одной из украинских политических партий нет сколь-нибудь внятной программы политических преобразований. Нельзя же за таковую на полном серьезе принять заявление «мы идем в Европу». А для успешного изменения украинской политической системы наши реформы должны быть не идеалистическими, а конкретными и приземленными, основанными на неких устоявшихся экономических теориях, применение которых уже было признано успешным в других странах.

Думаю, нужно законодательно установить, что к политическому процессу не может быть допущена политическая партия, у которой нет экономической программы. И программа не может быть произвольной. Политический процесс - это не артхаусное кино. Общество не может так рисковать, как кинематографические продюсеры. Украина уже заплатила миллионами жизней за то, что московские политические авантюристы в ХХ веке пытались воплотить в жизнь мечтания экономического фрика Карла Маркса.

Поэтому политическая партия должна в своей программе заявить, что ее экономическая доктрина является отражением идей такой-то конкретной экономической школы и была уже применена в такой-то стране.

Необязательно политику быть детально ознакомленным со всеми перипетиями экономических теорий. Но политик обязательно должен иметь в своей партии экономических советников высокого уровня. И он должен, конечно, знать основы доктрины, которую собирается воплощать в жизнь его партия. А пока получается, что не только электорат не знает, к какой экономической политике склоняется та или иная партия, но, что самое смешное и невероятное, сами действующие политики не знают этого.

Мы должны понимать, что элитами «естественного», олигархического государства, которое сейчас действует в Украине, выгодно продолжать обманывать народ, пытаясь всячески уберечь программы своих партий от конкретики и экономического реализма. И чем дольше это будет продолжаться, тем дольше мы не увидим позитивных изменений во внутренней политической жизни.

Мы говорим, что идем в Европу. Пора задуматься: а с чем мы туда идем?

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.