28 апреля 2017, пятница

Как заставить украинскую экономику расти

комментировать
Нацеленность лишь на выживание - губительный для экономики фактор. Экономике нужно показать свет в конце тоннеля

Реструктуризация принадлежащих Национальному банку ОВГЗ, которая позволит увеличить в этом году финансирование строительства дорог на 15 млрд грн, вновь повысила интерес к проблеме, активно обсуждаемой в экспертной среде – о целесообразных методах стимулирования экономики Украины. В данной колонке хочу порассуждать о некоторых из них.

Отдельные «горячие головы» поспешили окрестить такой репрофайлинг (реструктуризация с продлением срока обращения) ОВГЗ едва ли не эмиссией денег. Это ошибочное мнение - как технически, так и по своей сути подобная операция не может считаться эмиссией. Добавлю, что механизм использования средств на дорожное строительство, высвобождающихся вследствие данного репрофайлинга ОВГЗ, закреплен в законе о госбюджете на 2017 год.

Представляю, как некоторые читатели скажут: «Опять госбюджет… Разве можно позволить финансировать экономику за бюджетный счет?» Вопрос электорально чувствительный и неоднозначный. А также зависящий от экономической философии, которую исповедует тот или иной специалист. И от контекста, в котором приходиться давать на него ответ.

Одной из почти непререкаемых догм экономического дискурса у нас в стране является необходимость иметь сбалансированный государственный бюджет. В среде некоторых просвещенных экспертов предлагается смотреть на проблему шире: сбалансированный госбюджет в рамках бизнес-цикла: дефициты госбюджета во время рецессий должны компенсироваться его профицитами во время экономических подъемов. Впрочем, дефицит госбюджета, по определению, как правило, является констатацией факта рецессии в экономике.

Мы должны уже сейчас разрабатывать систему привлечения госбюджетных средств к процессу обеспечения устойчивого роста экономики Украины

Но действительно ли государство не должно влиять на национальную экономику в долгосрочном периоде времени, отдав происходящие в ней процессы на откуп пресловутой «невидимой руке рынка»? Стоит ли столь серьезно принижать роль и возможности державы в экономических процессах? Я бы так не утверждал - даже несмотря на не лишенные резона замечания тех, кто считает, что стимулирование развития экономики с участием госбюджета способно привести к росту цен.

Моя точка зрения базируется на том, что в условиях экономической рецессии, из которой Украина сейчас пытается выйти, домохозяйства и корпоративный сектор увеличивают свои сбережения. Рост сбережений частного сектора ведет к торможению деловой активности. То есть, осложняет процесс выхода из рецессии. Конечно, было бы чрезмерно смело призывать прямо сейчас к масштабному госбюджетному стимулированию экономики. Да и возможности такой нет. Однако, ситуация, когда весьма значительная доля средств госбюджета тратится на цели социальной поддержки, а развитие промышленности обделяется вниманием, не может считаться приемлемой, так как она консервирует проблему, а не решает ее. Вопрос ведь не только в дефиците госбюджета, как таковом, но и в эффективности его использования. Мы должны уже сейчас разрабатывать систему селективного точечного привлечения госбюджетных средств (пусть и в реалистично скромных объемах) к процессу обеспечения устойчивого роста экономики и создания в Украине индустриальных предприятий, адекватных современной мировой технологической парадигме. По мере выхода экономики из кризиса средства для этого в госбюджете должны быть запланированы.

В плане участия государства в развитии экономики важен еще и психологический эффект. Особенно сейчас, когда глубоким и долгосрочным кризисом, в котором пребывала экономика Украины с 2014 по 2016 годы, определены нынешние стандарты поведения: предприниматели сокращают бизнес, банки прекращают кредитование, все, в особенности население, переходят в режим строгой экономии. Эти стандарты вынужденные, но бесперспективные. С ними можно консервировать состояние полужизни - бродить поперек тоннеля, радуясь, что ноги еще ходят, но не идти к свету в его конце. А экономике нужно показать свет. В том числе, и при помощи бюджетных стимулов (хотя бы скромных) для стратегических долгосрочных проектов (с учетом напряженной бюджетной ситуации, пожалуй, пока только для них).

Ведь важная проблема украинской экономики состоит в том, что у большинства предприятий горизонт планирования сжался до единицы зарплатно-налогового цикла - до квартала. Нацеленность лишь на выживание - губительный для экономики фактор. Нужны задачи с циклом реализации, как минимум, в 2-3 года. Психологическая, а затем производственная перестройка под более длинный горизонт планирования вдохнут жизнь в украинский бизнес. Разве можно питать оптимизм в условиях, когда для многих предприятий выплата зарплаты является чуть ли не маленьким подвигом? Думаю, что создание системы государственного участия в долгосрочных проектах стратегической важности, помимо финансовой помощи в их реализации, создаст необходимые предпосылки и для улучшения психологического аспекта настроений и ожиданий бизнеса в нашей стране. В конце концов, когда частный сектор экономики начнет тратить больше, то и дефицит госбюджета за счет автоматических стабилизаторов уменьшится.

Я всегда с уважением отношусь к мнениям оппонентов. В том числе и тех, кто как огня боится увеличения количества денег в экономике, предрекая обязательным следствием этого инфляцию. Но тесная связь между объемом денежной массы и изменениями других экономических переменных (в том числе динамикой ВВП и инфляции) сама по себе не говорит однозначно о происхождении или направлении влияния. С одной стороны, монетарные изменения могут зависеть от возникших независимо от них изменений в других экономических переменных. С другой стороны, изменения в объеме ВВП и динамике цен могут быть вызваны причинами, возникшими независимо от монетарной политики. Оба эти фактора могут взаимодействовать, но при каждом из них могут присутствовать элементы независимости.

В завершении вернусь к проблеме дорог. Один из вариантов финансирования ее решения - государственно-частное партнерство (ГЧП), которое может и должно быть еще одним способом реализации активного участия государства в стимулировании экономики. Механизм ГЧП применяется тогда, когда государство заинтересовано в притоке частных инвестиций, но не намерено утрачивать право собственности на объект, в который необходимо вкладывать средства, а также ограничено в возможностях в плане объемов собственных вложений в его развитие.

В наибольшей степени подобное партнерство подходит для реализации крупных инфраструктурных проектов. Применяя механизм государственно-частного партнерства, Украина имеет возможность использовать финансовый и научно-технический потенциал частного сектора в условиях серьезной ограниченности госбюджетного финансирования и пока что дорогого банковского кредитования. Важной чертой подобного партнерства является синергия финансовых возможностей частных компаний с госгарантиями, которые значительно повышают уровень доверия к реализуемым проектам.

В аспекте ГЧП для Украины едва ли не в первую очередь стоит говорить о сфере инфраструктуры, в том числе, транспортной, и о ЖКХ. Бесспорно, важна прозрачная процедура отбора проектов в рамках ГЧП. А прогнозная окупаемость реализуемых проектов должна оцениваться с применением такого критерия, как будущие налоговые поступления от компаний, которые поведут свою деятельность с использованием результатов реализации таких проектов.

Кстати, во Франции два основных оператора ГЧП обеспечивают 60% переработки отходов, 62% водоснабжения и 75% городского центрального отопления. А в Великобритании проекты государственно-частного партнерства обеспечивали в последние несколько лет 17% экономии госбюджета. Думаю, что активизация применения механизма ГЧП должна позволить сэкономить средства государственного бюджета Украины, которые мы сможем направить не только на поддержку социально незащищенных слоев населения, но и на цели формирования современной индустриальной экономики. А если эти цели будут достигнуты, то создадутся предпосылки для снижения количества остро нуждающихся в государственной поддержке граждан.

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.